Специальные способы прокладки трубопроводов

Во время производства работ по устройству инженерных коммуникаций часто приходится пересекать прокладываемыми трубопроводами различные естественные и искусственные препятствия.

К естественным препятствиям относятся выемки в виде оврагов, ущелий и т. п., а также различные водные преграды: реки, озера, пруды и т. д. Искусственные препятствия, встречающиеся на пути прокладки трубопроводов, — это чаще всего автомобильные и железные дороги с большой интенсивностью движения транспорта, но могут быть и другие препятствия.

В рассматриваемых случаях традиционные способы прокладки наружных сетей водоснабжения и канализации (отрывка траншей и укладка в них трубопроводов) становятся затруднительными, а порой невозможными.

При разработке проектов производства работ в местах пересечения трубопроводов с искусственными и естественными препятствиями необходимо учитывать указание СНиП 2.04.02—84 о том, что прокладка трубопроводов по железнодорожным мостам и путепроводам, пешеходным мостам над путями, в железнодорожных, автодорожных и пешеходных тоннелях, а также в водопропускных трубах не допускается.

При пересечении препятствий незначительной ширины выполняют, как правило, надземную прокладку трубопроводов: подвесные трубопроводы; висячие трубопроводы; трубопроводы на опорах; устройство специального моста для прокладки труб; устройство арочных переходов с использованием несущей способности самих труб.

Подвесные трубопроводы представляют собой вантовые конструкции. На обеих сторонах пересекаемой преграды устанавливаются специальные стойки (пилоны), которые крепятся к якорям (анкерам), выдерживающим большие усилия. С помощью стреловых кранов, оснащенных специальными траверсами, укладывают и закрепляют на пилонах несущие канаты. К канатам крепят узлы подвесок для крепления прокладываемого трубопровода. Производство работ по подвеске трубопровода к несущим канатам ведется, как правило, с двух сторон. На канатах устанавливают полиспасты и две плети трубопровода без перекосов поднимают постепенно на проектную отметку. На трубопроводе закрепляют подвески несущих канатов, центрируют обе плети трубопровода и сваривают.

При устройстве висячих трубопроводов, последние проверяют на несущую способность в проектируемом пролете. Подготовительные работы те же, что и при устройстве подвесных трубопроводов: устанавливаются пилоны, прикрепленные к якорям оттяжками; между пилонами протягивается монтажный трос и устанавливаются лебедки для протяжки трубопровода. Трубопровод монтируют методом надвижки от одного пилона к другому. Особое внимание обращают на сварку крайних стыков в зоне изгиба трубопровода на опорах пилонов. Неправильная сварка может привести к разрыву трубопровода при снятии монтажного троса.

Переход в виде арочного моста проектируют при пересечении трубопроводами глубоких нешироких впадин исходя из несущей способности труб. С двух сторон сооружают железобетонные опоры, монтаж арочного перехода выполняют из укрупненных узлов (полуарок) с применением различных грузоподъемных механизмов. При устройстве арочных переходов над автомобильными или железнодорожными магистралями для монтажа арки применяют метод поворота конструкций с использованием шевра. Арочные переходы выполняют, как правило, из спаренных трубопроводов для создания большей жесткости и устойчивости. Два трубопровода соединяют отрезками из профильной стали, в отдельных случаях выполняют специальные подмости для контроля за стыками арочного перехода во время его эксплуатации.

Производство работ по устройству перехода через препятствия на опорах (балочный переход) выполняют в два этапа. Первым этапом является устройство опор, которые могут быть железобетонными, из каменной кладки, стальными, деревянными и др. На установленные опоры монтируется подготовленный трубопровод.Чаще всего монтаж осуществляется методом надвижки, но могут быть применены также методы монтажа с помощью стреловых плавучих кранов и других монтажных приспособлений. Схемы некоторых вариантов устройства переходов показаны на рис. 3.21. Все рассмотренные способы монтажа и конструкции переходов через препятствия выполняются при надземной прокладке трубопроводов.


Рис. 3.21. Схемы переходов через препятствия а — подвесные трубопроводы; б — висячие трубопроводы; в — балочный переход; г — арочный переход