Грузоподъемные машины и механизмы для монтажных работ

К грузоподъемным машинам относятся краны, подъемники и лебедки. В соответствии со своим назначением эти виды машин применяются на строительно-разгрузочных работах, для вертикального перемещения различных грузов. В зависимости от выполняемых работ, составляющих монтажный процесс, машины делятся на монтажные и вспомогательные: монтажные используются для выполнения основных операций монтажа, подъема и установки конструкций в проектное положение; вспомогательные применяются на подготовительных и вспомогательных работах, разгрузке, укрупненной сборке и т. д. По степени мобильности они подразделяются на стационарные и передвижные.
Стационарные монтажные машины характеризуются строго определенной зоной монтажа. К ним относятся монтажные стрелы, мачты, башенные, портальные подъемники и т. д.
Монтажные стрелы — трубчатый или решетчатый металлический стержень, снабженный шарнирной опорой, грузовым и стреловым полиспастами и двухбарабанной лебедкой. Такие машины используют при монтаже конструкций в местах, недоступных для работы кранов. Стрелы прикрепляют к смонтированным конструкциям или мачтам.
Монтажная мачта — металлическая стойка трубчатой или решетчатой конструкции, устанавливаемая с наклоном к вертикали под углом до 20...30° и раскрепленная за оголовок четырьмя вантами, прикрепляемыми к якорям. Мачта оснащается полиспастом и лебедкой. Грузоподъемность стандартных мачт доходит до 500 т.
Шевр — А-образная опора из двух мачт, соединенных вверху и внизу регелями.
Портальные гидравлические и тросовые подъемники — П-образная металлическая конструкция. Практически могут быть любой грузоподъемности. Подъем груза осуществляется с помощью системы полиспастов или гидравлических систем шагающего принципа.
Байтовые мачтово-стреловые краны — мачта, к которой прикреплены стрелы. Горизонтальные стрелы крепят в верхней части мачты, наклонные — в нижней. Грузоподъемность таких кранов может доходить до 40 т, высота подъема груза — до 40 м. Их применяют на монтаже высоких сооружений с тяжелыми элементами.
Приставные башенные краны устанавливают возле строящегося здания или сооружения, прикрепляя их башни к возведенным конструкциям; башни наращивают по мере возведения здания или сооружения. Разновидностью такого вида кранов является самоподъемный кран.
Передвижные монтажные краны в зависимости от формы и размеров рабочей зоны действия делятся на ограниченно-мобильные и мобильные.
Ограниченно-мобильные краны — перемещение их сдерживается подкрановыми путями. К ограниченно-мобильным относятся башенные передвижные, козловые, рельсовые самоходные и другие краны.
Башенные передвижные краны выпускают различного назначения и конструктивного исполнения. Для промышленного строительства производятся краны грузоподъемностью от 2 до 75 т с максимальной высотой подъема крюка 96 м и вылетом его до 66 м. Число секций башни может изменяться. Краны оснащаются стрелами различной конструкции и длины. На монтаже могут применяться краны без башни, в стреловом исполнении.
С помощью башенных кранов можно производить подъем элементов, подачу их к месту монтажа путем поворота башни, изменения вылета крюка или маневрируя при перемещении крана по путям.



Козловые краны выпускаются грузоподъемностью до 80 т с пролетом до 74 м и высотой подъема крюка до 31 м.
Рельсовые самоходные краны чаще всего предназначены для монтажных работ при возведении определенных сооружений. Они могут быть оснащены только стрелой или выполнены в башенно-стреловом варианте. Наиболее распространенные модели имеют грузоподъемность 5...21 т, высоту подъема крюка до 32 м и вылет до 50 м.
Железнодорожные краны перемещаются по рельсовым путям нормальной колеи, это ограничивает их мобильность и позволяет осуществлять монтажные работы лишь на объектах, расположенных в непосредственной близости от железнодорожного пути. Краны характеризуются грузоподъемностью от 16 до 30 т, высотой подъема крюка 19...26 м и вылетом 15...23 м.
Мобильные монтажные машины могут свободно перемещаться относительно строящегося объекта. К ним относятся стреловые самоходные краны на гусеничном и пневмоколесном ходу, автомобильные и тракторные краны, краны-трубоукладчики и др.
Стреловые самоходные краны на гусеничном и пневмоколесном ходу широко применяются в промышленном строительстве, обладают большой маневренностью. Грузоподъемность их доходит до 160 т, высота подъема крюка до 56 м, вылет 3...38 м.
Самоходные стреловые краны могут быть оснащены башенно-стреловым оборудованием с длиной маневренного клюва до 40 м, высотой подъема крюка до 107 м и вылетом до 65 м. Гуськи и клювы, которыми дооборудуются стрелы, способствуют повышению маневренности кранов в процессе монтажа и значительно увеличивают подстреловое пространство.
Автомобильные краны широко применяются на погрузочно-разгрузочных работах, при усилении и укрупнении конструкций, а также при монтаже сравнительно небольших по параметрам рассредоточенных объектов. Разнообразное стреловое оснащение автомобильных кранов придает им большие технологические возможности. Краны выпускаются грузоподъемностью до 16 т, с высотой подъема крюка 6...27 м и вылетом 6...20 м.
Разновидностью автомобильных кранов являются краны на спецшасси, отличающиеся высокой грузоподъемностью (до 100 т) и значительной высотой подъема крюка (до 67 м).
К специальным монтажным машинам, предназначенным для монтажа определенных конструкций и сооружений, относятся краны для монтажа градирен, машины для монтажа сооружений из армоцемента, гидравлические подъемники, трубоукладчики и др.
Краны-трубоукладчики — это самоходные гусеничные машины с боковой подвеской стрелы; являются основными грузоподъемными средствами при прокладке сетей водопровода и канализации. Они выполняют работы по сопровождению очистных и изоляционных машин, поддержанию трубопроводов при сварке и непосредственной укладке трубопроводов в траншею. Трубоукладчик может производить погрузочно-разгрузочные работы, а также незначительные монтажные работы при устройстве каналов, колодцев, камер, неглубоких насосных станций и др. Как кран он обеспечивает подъем и опускание груза, изменение вылета стрелы с грузом, передвижение вместе с ним. Трубоукладчики могут оснащаться бульдозерным, рыхлительным, бурильным и сваебойным оборудованием для выполнения соответствующих работ.
По виду привода исполнительных механизмов краны-трубоукладчики могут быть с механическим и гидравлическим приводами. С механическим приводом выпускаются машины: грузоподъемностью 12 и 12,5 т — для монтажа трубопроводов диаметром до 720 мм, грузоподъемностью 15, 20 и 35 т — для монтажа трубопроводов соответственно диаметром до 720, 1020 и 1420 мм. Существенным недостатком кранов с механическим приводом является отсутствие плавного пуска механизмов подъема груза и изменения вылета стрелы. Трубоукладчики с гидравлическим приводом лишены такого недостатка. Они выпускаются грузоподъемностью 6,3 т для укладки трубопроводов диаметром до 426 мм, а также грузоподъемностью 50 т и выше для выполнения подъемно-транспортных работ на строительстве трубопроводов диаметром 1420 мм и более.


Строительные работы