Транспортные и подготовительные процессы при монтажных работах

Транспортный процесс включает доставку, приемку, разгрузку и раскладку конструкций, их элементов, деталей, вспомогательных материалов и креплений, а также подачу конструкций в зону монтажа со складов или площадок укрупнительной сборки.

Перевозка сборных конструкций с заводов-изготовителей на строительные площадки может осуществляться железнодорожным, автомобильным, водным и авиационным транспортом. Затраты на транспорт составляют около 20% от стоимости монтажных работ и их снижение во многом зависит от состояния погрузочно-разгрузочных работ, качества подъездных путей, выбора наиболее рационального вида транспорта, согласованного планирования процессов перевозки и монтажа и др.

В настоящее время основными схемами перевозки и доставки под монтаж являются следующие: завод — монтаж элементов с транспортных средств; завод — раскладка элементов у места монтажа; завод — центральный (комплектовочный) склад — монтаж элементов с транспортных средств или раскладка элементов у места монтажа.

Приемку изделий на складе или на объекте осуществляет производитель работ, мастер или уполномоченное лицо. Приемщик должен произвести осмотр доставленных изделий, убедиться в их сохранности, соответствии комплектовочной ведомости, принять изделия по накладной и паспорту.

Процесс доставки конструкций к месту монтажа разрабатывается в ППР, где должны быть сопоставлены габариты транспортируемых конструкций и транспортных средств с габаритами транспортных путей, а также учтена последовательность монтажа.

Для складирования или раскладки сборных элементов непосредственно на объекте на плане монтажных работ выделяется зона, размеры которой назначаются с учетом наличия проезжей части для транспорта, прохода крана и беспрепятственного ведения монтажа. Если эта зона позволяет выполнить поэлементную раскладку, то положение элементов в плане привязывают к местам стоянки крана. При этом место зацепления (строповки) должно попадать на монтажный радиус крана, а положение изделия должно быть максимально приближено к месту проектной установки. Для опирания изделий используют подкладки, гребенки, кассеты и другие устройства, обеспечивающие их сохранность, удобство оснащения и подъема.

В состав подготовительного процесса входят: укрупнительная сборка конструкций; усиление конструкций, имеющих недостаточную жесткость в некоторых плоскостях при подъеме и установке в проектное положение; проверка геометрических размеров и качества конструкций, а также оснований, на которые они должны быть установлены, с разметкой на них осей (риски); навеска и закрепление подмостей, лестниц, ограждений; установка приспособлений для выверки и временного закрепления конструкций; подготовка и комплектация крепежных деталей по узлам соединений и материалов для стыков; установка монтажных опор и подмостей.

До начала монтажных работ на сборных элементах отмечают места строповки и расположение центра тяжести.