Паронепроницаемые изолирующие прослойки

Страницы: 1 2

Такие прослойки устраивают независимо от природных условий местности и профиля земляного полотна. Прослойки устраняют доступ влаги в любом виде снизу и с боков. Для их устройства теперь применяют различные синтетические пленки, в частности полимерные, толщиной не менее 0,2—0,3 мм. Прослойки можно устраивать и из грунта оптимального состава либо из супеси слоем 2,5—3 см, обработанных вязким битумом в смесителях с принудительным перемешиванием.

Глубину заложения прослоек в III дорожно-климатической зоне и более южных районах, принимают равной Z = 0,3... 0,4 м (считая от низа дорожного основания), а во II зоне и более северных районах Z=0,4...0,5 м. При этих глубинах влажность грунта над прослойкой (рис. 9.4, а) или в замкнутом контуре-обойме (рис. 9.4, б), большей частью не превышает в течение года 0,7—0,75 Wт, где Wт—нижняя граница текучести. Благодаря этому морозное пучение дорожных одежд всегда менее допустимого значения. Кроме того, поскольку влажность грунта над прослойкой относительно стабильна, то модуль его упругости аналогичен модулю крупнозернистого, а при хорошем состоянии покрытия — даже гравелистого песка.

Различают два типа конструкций паронепроницаемых прослоек: сквозные на полную ширину земляного полотна (чаще их устраивают шире проезжей части на 1,5 м) и замкнутые (обойма) со скосом под углом 45° от борта к оси проезжей части.

Первый тип применяют, когда земляное полотно проходит в насыпи высотой не менее 0,8—0,9 м, а местные пески характеризуются пониженным качеством с коэффициентом фильтрации не ниже 1 м/сут (при требуемом уплотнении К0=1). Второй тип устраивают независимо от профиля земляного полотна при высокой стоимости песков и наличии борта. В этом случае прочность дорожной одежды у борта несколько ниже, чем на расстоянии от него, равном глубине заложения прослойки, т. е. Z.

типы конструкций паронепроницаемых прослоек
Рис. 9. 4. Типы конструкций паронепроницаемых прослоек
а — сквозная; б —замкнутая (обойма); :
1 — усовершенствованное покрытие; 2 — дорожное основание; 3 — уплотненный местный песок либо грунт оптимального состава; 4 — грунт с коэффициентом уплотнения Ко— 1,05 ... 1,1; 5 — паронепроницаемая прослойка; 6 — линия застройки; Z — глубина заложения прослойки

Но обычно колесо автомобиля движется на расстоянии не менее 0,35—0,4 м от борта, поэтому неравнопрочность дорожной одежды по краям не отражается на транспортно-эксплуатационных свойствах покрытия.

В замкнутый контур прослойки (по опыту Москвы, Ровно, Тамбова) чаще всего укладывают местный грунт любого качества. В городских условиях более целесообразна укладка в замкнутый контур местного песка, способствующего повышению прочности дорожной одежды и к тому же несклонного к морозному пучению: его относительная влажность меньше, чем у связного грунта. Кроме того, в условиях города стоимость местных песков практически такая же, как и связных грунтов.

Поскольку прослойку устраивают из очень тонкой пленки, вследствие неравномерной деформации земляного полотна, наблюдается нарушение ее сплошности. В результате повышается влажность грунта в замкнутом контуре, что приводит к преждевременному разрушению дорожной одежды. Ремонт ее чрезвычайно сложен, так как трудно установить места нарушения сплошности пленки. Поэтому требуется строгое соблюдение технологии производства работ. Грунт, укладываемый над прослойкой, должен быть однородным по физико-механическим свойствам. Относительный коэффициент уплотнения желательно повышать до Ко=1,05 и даже Ко = 1,1 с коэффициентом вариации не более 0,06. Уплотнение производят пневмокатком массой не менее 20—25 т, причем толщину уплотняемого слоя принимают равной 0,15 м (в плотном состоянии). При таких условиях можно достигнуть указанного коэффициента уплотнения грунтов земляного полотна и особенно грунта, уложенного в замкнутый контур.

Прослойку устраивают вручную. Двое рабочих раскатывают рулон пленки. Края полотнищ, уложенных внахлестку, сваривают горячим утюгом или склеивают любой полимерной смолой, например карбамидной. В крайнем случае края пленки соединяют при помощи вязкого битума 130/90, предварительно разогретого до 130... 140°С.