Задачи операционного контроля

Операционный контроль качества земляных работ обязателен для всех дорожно-строительных организаций. Целью операционного контроля является повышение качества сооружения земляного полотна, предупреждение брака, своевременное обнаружение и исправление дефектов, а также повышение личной ответственности исполнителей за выполненные ими работы.

Операционный контроль как неотъемлемая часть технологического процесса — основное звено в системе контроля земляного полотна. Операционный контроль предшествует входному, связанному с проверкой качества проектно-сметной документации.

Организация операционного контроля и надзор за его осуществлением возлагается на главных инженеров дорожно-строительных управлений, которые обязаны обеспечить инструктаж линейно-технических работников о порядке проведения операционного контроля. Инструктаж и проверку знаний обслуживающего строительство персонала оформляют соответствующей записью в специальном «Журнале операционного контроля качества работ». В журнале нумеруют все страницы и их количество регистрируют подписью главного инженера дорожно-строительного или дорожно-мостового треста.

Ответственных за проведение операционного контроля на строительном объекте назначают соответствующим приказом. Осуществление его возлагают на производителей работ и дорожных мастеров с привлечением в необходимых случаях строительной лаборатории, а нередко и геодезической службы.

Бригадиры, звеньевые и рабочие, особенно при подрядном способе производства работ, осуществляют самоконтроль. Работы принимает производитель работ или мастер, что фиксируют в «Журнале операционного контроля качества работ» с оценкой качества выполнения и последующей дифференцированной оплатой труда рабочих в зависимости от качества. Основным документом при осуществлении операционного контроля и самоконтроля являются схемы операционного контроля, разработанные различными министерствами и ведомствами.

Схемы выдают одному лицу, ответственному за осуществление контроля на объекте до начала производства работ, который обязан предъявить их по требованию работников, контролирующих качество строительства. Выявленные в ходе операционного контроля дефекты, отклонения от требований проектов и СНиП подлежат исправлению до начала выполнения последующих операций.

Ответственность за исправления возлагается на производителя работ и дорожных мастеров. По типичным причинам возникновения дефектов руководство строительной организации разрабатывает соответствующие организационно-технические мероприятия, направленные на их устранение и предотвращение. Начальники и главные инженеры дорожно-строительных организаций обязаны выборочно контролировать качество выполняемых строительно-монтажных работ. При установлении в процессе контроля брака или дефектов, влекущих дополнительные затраты материалов и рабочей силы на их устранение, стоимость причиненного ущерба взыскивается с виновных в установленном законом порядке. Учет производственного брака в строительстве с отражением стоимости дополнительных затрат на устранение брака фиксируется руководителями дорожно-строительных организаций.

Плотность и однородность грунтов контролируют в процессе производства земляных работ, пользуясь простейшими приборами операционного контроля, в частности различными пенетрометрами и зондами, а также радиоизотопными или электронными приборами, причем образцы грунта для определения их плотности, влажности и однородности отбирают согласно требованиям гл. 6 с учетом коэффициентов вариации и соответствующего уровня надежности а (см. табл. 6.3).

Страницы: 1 2