Выбор мероприятий по регулированию водно-теплового режима

  • Регулирование поверхностного стока
  • Повышение прочности рабочего слоя земляного полотна
  • Защита земляного полотна от промерзания
  • Паронепроницаемые изолирующие прослойки
  • Осушение зеленых разделительных полос и технология их устройства
  • Режим регулируют повышенным уплотнением грунтов, особенно связных, и устройством теплоизоляционных слоев, паронепроницаемых прослоек, дренажей, поперечных прорезей различных конструкций и т. д. Если же имеются местные пески с коэффициентом фильтрации не менее 3 м/сут, то режим земляного полотна регулируют заменой пучинистых грунтов. Пески, как известно, не склонны к льдообразованию.
    При естественной влажности, не превышающей оптимального значения, прочностные свойства грунтов практически достигают максимума в земляном полотне, во всяком случае они не ниже наблюдаемых в летний период года. Но, как известно из курса проектирования городских дорог, естественная влажность грунтов изменяется в зависимости от природных условий местности, профиля земляного полотна, конструкции дорожной одежды и т. д. Если ее значение повышается до 1,2— 1,3, по сравнению с оптимальной, то, например, модуль упругости широко распространенных у нас пылеватых грунтов понижается не менее чем в 2 раза. В связи с этим толщину дорожных одежд вынуждены повышать, в частности в районах II дорожно-климатической зоны на магистральных улицах она достигает теперь 0,8 м, а нередко и 0,95 м. Стоимость такой дорожной одежды велика, поэтому нужно стремиться к уменьшению ее толщины и тем самым к снижению капитальных затрат, не уменьшая прочности, за счет всемерного повышения прочностных характеристик грунтов земляного полотна.
    Этот принцип является наиболее прогрессивным. Но достигнуть такого состояния земляного полотна, чтобы его влажность в течение года не превышала оптимальной, можно лишь путем регулирования водно-теплового режима грунтов. С этой целью надо правильно в технико-экономическом отношении выбрать соответствующее мероприятие регулирования водно-теплового режима земляного полотна с учетом местных дорожно-строительных материалов, природных условий местности, профиля земляного полотна и категории дороги.


    Основными источниками увлажнения земляного полотна являются инфильтрующиеся через покрытие поверхностные воды и воды, поступающие снизу, а также с разделительных зеленых полос и газонов в рабочий слой под действием температурного градиента, особенно резко выраженного в зимне-весенний период.
    При необеспеченном поверхностном стоке (уклон местности менее 5 ‰) в осваиваемом районе, особенно в период больших осадков, прежде всего устраивают временные канавы для удаления поверхностной воды. После завершения вертикальной планировки и окончания застройки канавы засыпают. К этому времени большей частью бывает уже организован поверхностный сток.
    Если в заболоченных районах земляное полотно возводят в насыпи, то водоотводные канавы устраивают с обеих сторон. При высоте насыпи более 2 м и поперечном уклоне местности менее 20 ‰ канавы не устраивают; при поперечном уклоне круче 40 ‰ продольную канаву устраивают только с нагорной стороны.
    Подземные воды, залегающие менее глубоко, чем требуется действующими нормами, понижают путем устройства глубоких дренажей, если коэффициент фильтрации грунта в пределах глубины сезонного промерзания более 1 м/сут. Глубокий дренаж отводит только свободную воду. Между тем, при естественной влажности менее 0,85—0,9 капиллярной влагоемкости связные грунты находятся практически в переувлажненном состоянии, их прочностные характеристики очень малы. При коэффициенте фильтрации грунтов не более 1 м/сут польза от устройства дорогостоящих дренажей сомнительна. Строить же глубокие дренажи в грунтах с меньшим значением коэффициента фильтрации нецелесообразно.
    При наличии подземных вод в пределах выемок или вблизи их дна мокрыми считают не только грунты, залегающие ниже уровня подземных вод и находящиеся под их воздействием (в период производства работ), но и грунты, расположенные выше этого уровня: на 0,3 м — для чистых песков различной крупности, 0,5 м — для пылеватых песков и супесей, 1 м—для суглинистых, глинистых и лессовых грунтов.

    Страницы: 1 2


    Строительство дорог