Требования к плотности грунтов земляного полотна

Страницы: 1 2

Если повысить однородность грунта по влажности и плотности до значений коэффициента вариации, указанных в п. 6.2, то стоимость строительства дорожных одежд, согласно расчетам сотрудников Владимирского политехнического института, можно снизить по сравнению с действующими нормами не менее чем на 25 % либо значительно повысить срок их службы.

В районах с высокой стоимостью работ при повышении значения Cv можно уменьшить их объем, предусмотренный строительными нормами, за счет снижения расстояния над расчетным уровнем подземных вод, благодаря более тщательному уплотнению земляного полотна, повышению его однородности и т. д. В этом случае прочностные характеристики земляного полотна не ухудшаются, а морозное пучение не повышается даже при суровых природных условиях.

В зимний период в городах земляное полотно за редким исключением (у мостов и путепроводов) вынуждены сооружать в нулевых отметках, т. е. здесь, по сравнению с автомобильными дорогами, существенно повышается объем снегоуборочных работ.

В настоящее время прочностные характеристики грунтов обычно назначают согласно ВСН 46-83. Между тем, рассчитывать их значения следует с учетом конкретных условий: водно-теплового режима земляного полотна и имеющихся в наличии на объекте строительства уплотняющих средств и их количества, что позволит строить дорожные одежды оправданной в технико-экономическом отношении толщины для каждого строительного объекта.

Большей частью плотность грунта земляного полотна и даже его плотность, определенная прибором Союздорнии, неоднородны, поэтому нужно определять расчетное значение коэффициента уплотнения по формуле.

Значит, чтобы достигнуть нормируемой плотности, необходимо к величине Ко вводить поправки, вызванные повышением однородности земляного полотна (табл. 6.2).

Из табл. 6.2 видно, что поправочный коэффициент во всех случаях больше единицы. Следовательно действующие требования к плотности грунтов земляного полотна, особенно к засыпке траншей, надо рассматривать в качестве минимальных.

Примечание. В числителе приведены поправки для улиц скоростного движения и магистралей общегородского значения; в знаменателе — для улиц районного значения; справа — для жилых и внутриквартальных проездов, а также автомобильных стоянок.

При высокой культуре производства земляных работ и, разумеется, при наличии уплотняющих дорожных машин достигают требуемой плотности грунтов с коэффициентом вариации, приведенным выше (см. п. 6.2). Если тщательно проводить испытание по методу стандартного уплотнения, тогда коэффициент вариации не будет превышать Сw =0,005. В этом случае с учетом приведенных поправок (см. табл. 6.2) существующие нормы плотности грунтов земляного полотна повышаются примерно на 2—5 % .

Повышение надежности земляного полотна возможно лишь при строгом соблюдении правил статистического контроля качества земляных работ, установленного действующими нормами.