Регулирование поверхностного стока

При продольном уклоне трассы улицы менее 5 % о для осушения местности устраивают временные канавы глубиной, назначаемой с учетом притока воды, свойств верхней толщи почвогрунтов и рельефа местности.
До устройства осушительных и водоотводных канав предварительно разбивают бровки и закрепляют их кольями или обозначают бороздами с помощью автогрейдера. Если канавы глубокие и значительной протяженности, то применяют канавокопатели. Канавы нарезают с откосами заложением 1 : 1,5, реже 1 :2. Если канавокопатели отсутствуют, то крутизну откосов принимают равной 1 :3...1 :4 и в грунтах 1 и II группы канавы нарезают автогрейдером, причем большей частью ограничиваются глубиной осушительных каналов до 0,7 м. Глубину магистральных водоотводных канав приходится принимать больше. Преимущество канав треугольного сечения заключается в том, что они менее размываются, чем трапецеидального.
Для рытья канав звено кроме ведущей землеройной машины (канавокопателя или бульдозера с навесным оборудованием) должно иметь комплектующую машину— автогрейдер. Учитывая потери времени по разным причинам, выработка звена по нарезке осушительных и водоотводных канав достигает 0,5—1 км/м. На участках с продольным уклоном более 20—30 ‰, особенно в легкоразмываемых грунтах, канавы укрепляют (см. гл. 15).
На разделительных полосах с вогнутым очертанием для предупреждения размыва грунта в нижней части участка с продольным уклоном более 15—20 ‰ устраивают лоток треугольного сечения с укреплением откосов в зависимости от расхода воды и склонности местного грунта к размыву. При небольшой ширине полос, а также для поперечного сброса воды с газонов укладывают лотки из сборных элементов закрытого типа. Для устранения продольного движения поверхностном воды на участках с поперечным уклоном проезжей части менее продольного, на полную ширину покрытия устраивают такой же лоток прямоугольного сечения, но внутренним размером вдоль оси дороги 0,3 м и глубиной не менее 0,25 м. Лотки необходимо периодически промывать сильной водяной струей, что удорожает стоимость эксплуатации. Зато во время выпадения осадков повышается безопасность автомобильного движения. Лоток прикрывают решеткой.
Если поперечный уклон проезжей части больше продольного, то по краям проезжей части предусматривают лотки у борта из бетонных плит преимущественно белого цвета. При этом улучшается эстетический вид улицы, кроме того, на белых плитах заметно наличие пыли и грязи, что требует более тщательного содержания лотков. В летний период меньше будет пыли в воздухе.

конструкции цементобетонных лотков
Рис. 9.1. Конструкции цементобетонных лотков, применяемых в ФРГ


Для отвода воды с откосов выемок, парковых дорог, пешеходных дорожек, дорожек скверов и бульваров укладывают бетонные лотки различных конструкций из готовых элементов (рис. 9.1). К ним предъявляют следующие требования: обеспечить своевременный сброс поверхностной воды, повысить безопасность движения пешеходов, облегчить прочистку и промывку лотков, упростить технологию их укладки, снизить стоимость производства работ, увеличить срок службы лотков.
Этим требованиям удовлетворяют лотки глубиной всего 6—8 см с пологими стенками, изготавливаемые сборными из дорожного бетона. Чтобы снизить травматизм в период гололеда, особенно при узких дорожках или тротуарах, со стороны зеленых насаждений или откосов выемок устраивают поребрик, возвышающийся над покрытиями дорожек (тротуаров) не более чем на 5 см, что позволяет применять механизацию.
Бетонные (реже керамические) элементы лотков укладывают на слой песка или супеси оптимальной влажности, предварительно обработанных цементом или известью с добавкой малоактивных местных вяжущих материалов.
Швы между сборными элементами чаще всего заливают цементным раствором состава 1 :2 или 1:3с добавками отечественных суперпластификаторов, типа С-3 или 40-03. Через каждые 20 м предусматриваются швы шириной 15—16 мм, заливаемые битумной мастикой, применяемой для заливки швов бетонных покрытий (см. 2-ю ч. учебника).
Из лотков воду сбрасывают в водоприемники или пониженные места по сборным телескопическим лоткам (см. рис. 8.4). Лотки, как правило, не требуют прочистки: под действием сбрасываемой воды взвешенные в ней пылевидные частицы не осаждаются на дне.
При устройстве телескопических сбросов обратной лопатой с ковшом объемом до 0,15 м3, установленной на тракторе «Беларусь», выкапывают ровик; у подошвы откоса перпендикулярно к сбросу закапывают бетонную плиту или борт длиной не менее двойной ширины телескопического лотка. В зависимости от расхода поверхностной воды ширину лотка принимают 30—60 см.
С помощью автомобильного крана по откосу укладывают звенья лотка, вдвигая нижнюю часть верхнего звена в верхнюю часть нижнего; пазухи у вертикальных стен засыпают тем же грунтом с уплотнением вибротрамбовкой.


Строительство дорог