Состав земляных работ и их технологическая последовательность

Страницы: 1 2 3

В осваиваемых районах сеть улиц или городских дорог прокладывают при наличии естественного сложения верхней грунтовой толщи. В освоенных районах верхняя грунтовая толща обычно представлена культурным слоем с установившимся водно-тепловым режимом, причем грунты не имеют резко выраженных генетических горизонтов и часто перемешаны со шлаком, строительным мусором, древесными остатками и т. д. Их зерновой состав очень пестрый. В связи с этим сооружение земляного полотна в осваиваемых районах значительно сложнее, чем в местах со сложившейся застройкой.

В состав земляных работ входят: устройство временных дорог; очистка полосы в пределах красных линий; удаление плодородного слоя грунта с дорожной полосы и его складирование в штабели с последующим использованием для устройства газонов и полос зеленых насаждений; строительство водостоков, подземных сооружений (см. гл. 4 и 5), а при необходимости и глубоких дренажей, различных прослоек и теплоизоляционных слоев, регулирующих водно-тепловой режим земляного полотна (см. гл. 9 и 10); разбивка полотна; устройство площадок для остановки общественного транспорта, разделительных полос и газонов, автомобильных стоянок; устройство корыта при нулевом профиле земляного полотна и в выемках; планировочные, отделочные и укрепительные работы (см. гл. 15). Отдельные процессы могут исключаться в зависимости от поперечного профиля земляного полотна, природных условий местности и свойств грунтов.

Линейные земляные работы обычно выполняют экскаваторами, оборудованными прямой лопатой. При рытье траншей применяют экскаваторы преимущественно с обратной лопатой. Объем ковша выбирают в зависимости от объема земляных работ и вместимости кузова транспортных средств. Экскаваторы чаще всего работают во взаимодействии с бульдозерами. Сравнительно редко в городских условиях земляные работы выполняют скреперами. При дальности перевозки грунта до нескольких километров (см. гл. 12 и 13) используют экскаваторы в комплексе с автомобилями-самосвалами. Экскаваторы с объемом ковша свыше 1 м3, гидроустановки, земснаряды и мощные бульдозеры применяют лишь при сосредоточенных работах. В городских условиях, как правило, объем насыпей не сбалансирован с объемом выемок. Грунт культурного слоя не всегда пригоден для возведения насыпей. Поэтому часто возводят насыпи из привозных дорогостоящих песков. В некоторых городах, и в частности в Москве, горисполком обязывает дорожные организации возводить высокие насыпи из грунтов, отвозимых на свалки. Качество насыпей при этом несомненно ухудшается, так как чаще всего это грунты, полученные в результате рытья котлованов, строительства метрополитена и т. д. Естественная их влажность различная, свойства также различны и потому при возведении высоких насыпей следует строго соблюдать требования к послойной отсыпке грунтов и их уплотнению.

Возведение высоких насыпей и засыпка траншей привозным песком гарантируют стабильное состояние дорожных одежд. К сожалению, стоимость их сооружения в 2 раза выше, чем при использовании местных грунтов.

В соответствии с ППР (см. гл. 2) назначают длину захваток и их количество. На каждой захватке последовательно выполняют работы, предусмотренные технологическим процессом. При этом учитывают трудность разработки грунтов, классифицируемых в зависимости от свойств и типа землеройных машин на шесть групп:
1)       грунт растительного слоя, в том числе легкие суглинки, каштановые почвы и черноземы, сероземы, лёссы и лёссовидные суглинки без корней и галечника крупнее 80 мм, солончаки и солонцы, а также пески за исключением барханных и дюнных;
2)       галечно-гравийно-песчаные грунты (кроме моренных) при размере зерен более 80 мм (без содержания валунов); мягко- и тугопластичная глина с примесью щебня, гальки, гравия или строительного мусора до 10%; пески, супеси и суглинки при коэффициенте пористости или показателе консистенции до 0,5; глины при показателе консистенции более 0,5 и содержании частиц размером крупнее 2 мм до 35 %; строительный мусор, песок барханный и дюнный; суглинок мягкопластичный с примесью более 10 %, тугопластичный с примесью до 10%, а также полутвердый и твердый с примесью до 10%; торф с древесными корнями толщиной более 30 мм и щебенистый грунт с включением каменных околов размером до 150 мм;