Особенности технологии производства земляных работ в зимний период

Страницы: 1 2 3

Для возведения насыпей и засыпки траншей в зимний период нужно применять талый грунт, завершая уплотнение до смерзания грунтовых агрегатов, но при круглогодичном строительстве приходится иногда разрабатывать и мерзлые грунты. При возведении насыпей или обратных засыпок траншей допустимое Содержание мерзлых комьев не должно превышать количество, указанное в п. 14.1.

При выборе длины захватки помимо температуры воздуха, свойств грунта и содержания мерзлых комьев, а также наличия землеройной техники необходимо учитывать и скорость ветра: чем выше скорость, тем быстрее смерзаются грунтовые агрегаты, поэтому продолжительность уплотнения грунта назначают с учетом норм [11] (табл. 14.4).

Наибольшую длину захватки l, м, уплотнения грунта определяют по формуле
l =П(Т—Ттр—Тр)60bh,
где П — производительность комплекта уплотняющих машин, м3/ч; Т — время, в течение которого грунт после разработки еще пригоден к уплотнению (см. табл. 14.5), мин; Ттр — время перевозки грунта одним автомобилем—самосвалом, мин; Тр —продолжительность его разгрузки, мин; b и h — соответственно ширина и толщина уплотняемого слоя.

Дальность возки грунта устанавливают из условия неизбежных теплопотерь, но когда его еще можно уплотнять на захватке минимальной длины.

Насыпи из связных грунтов возводят с учетом их уплотнения и осадки после оттаивания из расчета 5 % их высоты в суровых природных условиях и 3 % высоты в годы с мягкими зимами.

При механических способах разработки мерзлого грунта длину захватки определяют с учетом часовой производительности рыхлителей, температуры воздуха и скорости ветра. Зимой для перевозки грунта применяют автомобили-самосвалы с металлическими кузовами. Чем ниже температура воздуха, тем тяжелее разгружать их кузова вследствие смерзания грунтов с металлом. В районах со среднемесячной температурой января не ниже —10 °С при перевозке грунтов, содержащих глинистых частиц до 10 %, следует обогревать кузова отработанными газами. Под более низкой температуре воздуха и особенно при сыпучих материалах с влажностью выше оптимального значения, находящихся в контакте с металлической поверхностью до 5 ч, внутреннюю поверхность кузова надо смазывать растворами хлористых солей, обсыпать шлаком, формовочными песками или другими сыпучими материалами при каждом рейсе.

Если температура приближается к —50 °С, то кузов нуждается в смазывании маслянистыми профилактическими жидкостями (отработанными автолом, нигролом и другими противоморозными реагентами) через 3—7 рейсов. При температуре до - 20 °С можно применять азотнокислый натрий, натриевую или кальциевую селитру, мочевину и многие другие реагенты с концентрацией от 30 до 50 %. При засыпке траншей или возведении верхней части насыпей зимой применяют, как уже говорилось, преимущественно песчаные грунты, легче разрабатываемые зимой, чем связные, вследствие меньшей их влажности. Пески при отрицательной температуре, но не ниже —0,5°С уплотняются хорошо. Таким образом, упрощается технология работ при использовании песчаных грунтов. Если насыпь возведена из песков, не надо устраивать подстилающий слой, благодаря чему уменьшается общая толщина дорожной одежды.