Физиологические основы производственного обучения

Раздел содержит сведения о физиологических процессах, происходящих в организме человека во время труда и производственного обучения, о физиологических основах повышения работоспособности и производительности труда, освоения трудовых навыков и повышения квалификации взрослых рабочих и обучающихся подростков В нем рассматриваются законы, которым подчиняется возрастное развитие организма и формирование рефлекторных систем, необходимых для освоения и выполнения трудовых действий; обосновываются разработанные в физиологических исследованиях предложения, направленные на совершенствование методов производственного обучения.
Раздел предназначен работникам системы профтехобразования и может быть использована лицами, занимающимися подготовкой рабочих на производстве, а также преподавателями и студентами, изучающими в педагогических вузах возрастную физиологию.

Молодые рабочие, пришедшие на производство после окончания средней школы или профессионально-технического училища, составляют тот отряд трудящихся, от деятельности которого зависит в основном ближайшее будущее нашего производства, а также экономики, техники, культуры.
В связи с успехами коммунистического строительства в настоящее время значительно изменилось наше представление о передовом советском рабочем, каким должен стать молодой человек, прошедший курс производственного обучения. «У сегодняшнего передового рабочего нашей страны не только золотые руки. Он обладает разносторонними знаниями, широким кругозором, возросшим опытом участия в социалистической организации труда, укреплении трудовой дисциплины, в осуществлении экономической политики партии. Такому рабочему под силу решать проблемы повышения эффективности общественного производства, интенсивного развития экономики. Он стал непосредственным участником решения грандиозных задач научно-технической революции» *.
Поэтому каждый из молодых людей, включающийся в производство, должен усвоить специальные знания, умения и навыки, а также множество новых правил поведения, уяснить общие производственные цели и задачи.
Совершенствование физических и психических, моральных качеств личности в значительной мере связано с успешным овладением профессией, с укреплением передового понимания производственных задач и формированием уважительного отношения к труду как основе благосостояния и развития общества и источнику счастья человека. Все эти процессы развития личности происходят на фоне физического роста и развития организма молодого рабочего. Естественно, Что молодой человек, поставленный перед массой новых задач, испытывает определенные трудности, преодолеть которые он может лишь при мобилизации жизненных резервов организма. В ряде случаев преодоление трудностей адаптации к трудовой деятельности не вполне удается, что внешне выражается в текучести кадров среди молодых рабочих, в слабой успеваемости по освоению профессии и повышению квалификации. Среди причин подобных неудач следует указать на то, что существующие формы и методы производственного обучения еще недостаточно учитывают физиологические процессы, обеспечивающие оптимальное приспособление к труду и освоение требуемых профессиональных трудовых навыков.
Традиционная схема формирования трудовых навыков у учащихся профтехучилища и у школьников средней школы предусматривает сознательное усвоение инструкций с последующим применением их при выполнении конкретных трудовых операций. В процессе повторяющихся попыток правильного выполнения операций учащийся совершенствует свой навык, о чем преподаватель заключает по улучшению качества продукта труда. Совершенствование навыка на стадии его отработки после усвоения инструкции происходит в основном по принципу «проб и ошибок». Учащийся многократно пробует разные варианты выполнения инструкции и самостоятельным опытом ликвидирует неизбежные ее пробелы. Этот процесс отработки может затягиваться на продолжительное время, причем преподаватель, незнакомый с основами физиологии труда, не может прийти на помощь, так как ему мало что известно о характере затруднений, с которыми в данный момент приходится сталкиваться учащемуся.
Контроль за действиями учащегося, осуществляемый только посредством изучения готовой продукции, позволяет видеть лишь итог столкновения учащегося с трудностями, тогда как сами трудности остаются для преподавателя загадкой. Такое положение в свое время было раскритиковано К. Марксом как одна из отрицательных черт капиталистического производства, при котором «процесс труда угасает в продукте».
В настоящее время в условиях социалистического производства этот пережиток должен быть устранен.



Для этою необходимо обращаться к анализу внутренних (физиологических) процессов, развивающихся в организме учащегося во время отработки им трудовых навыков. Соответствующие физиологические процессы должны быть выявлены, прослежены в своем развитии и в зависимости от условий их протекания. На основании изученных таким образом сведений могут быть найдены адекватные педагогические воздействия, с помощью которых преподаватели получат возможность оперативно управлять физиологическими процессами, лежащими в основе формирования трудовых навыков.
Успешное овладение профессией в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей молодого работника, учащегося профтехучилища, оканчивающего среднюю школу.
Изучение физиологических процессов у работающих на производстве необходимо для того, чтобы установить и охарактеризовать те из процессов, которые способствуют полноценному освоению профессий.
С другой стороны, изучение индивидуальных особенностей физиологических процессов у кандидатов на обучение той или иной профессии необходимо для того, чтобы определить, насколько особенности организма данного индивидуума соответствуют требованиям профессии.
Высокий уровень производительности труда в значительной мере зависит от правильного ритма рабочих действий, от согласованности рабочих движений и функций дыхания и кровообращения и от устойчивости налаженных оптимальных соотношений всех физиологических функций. В процессе работы изменяется состояние различных физиологических функций. В частности, может развиваться всем знакомое физиологическое состояние утомления. Одновременно с развитием в организме процессов утомления происходят процессы компенсации утомления. Организм вырабатывает своеобразные контрмеры против утомления. После прекращения утомительной работы в организме берут перевес процессы восстановления.
При беспорядочном проведении трудовых операций, например при продолжительных простоях, сменяющихся штурмовщиной, организм работающего быстрее утомляется и медленнее восстанавливает свои силы. Знание основных, наиболее актуальных для данного рдщ труде»
физиологических процессов, позволяет ими управлять, создавая благоприятный режим труда и отдыха.
В зависимости от возраста рабочего, учащегося физиологические процессы, определяющие уровень продуктивности труда, протекают различно. Более успешное овладение профессией и больший уровень производительности труда достигаются в том случае, если в организации учебной и трудовой деятельности учитываются возрастные особенности физиологических процессов.
Таким образом, организация эффективной системы производственного обучения, проведение работы по оценке профпригодности, установление благоприятных условий выполнения трудовых операций на рабочем месте — все эти важные для подготовки молодых рабочих мероприятия получают научное обоснование в результате систематического изучения физиологических процессов у работающего человека. Наука, изучающая физиологические процессы, развивающиеся во время трудовой деятельности человека, называется физиологией труда.
Физиологические процессы, происходящие во время работы, учебных занятий и упражнений у учащихся и работающих подростков, отличаются рядом особенностей от процессов, происходящих во время работы в организме взрослого рабочего. Раздел физиологии труда, в котором изучаются возрастные особенности физиологических процессов, происходящих в организме во время труда, называется возрастной физиологией труда.
В этом разделе на основании данных о возрастной физиологии труда приводятся рекомендации для эффективного решения ряда задач производственного обучения. Эти задачи решаются при учете в содержании трудовых процессов элементов двигательной деятельности и умственной работы творческого характера. Цель раздела — помочь педагогам взять под свой контроль физиологические процессы, связанные с освоением учащимися трудовых навыков, добиться возможно полного соответствия физиологических функций учащихся требованиям, предъявляемым трудовой деятельностью.
Рекомендовано Государственным комитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.

* Брежнев Л. И. Ленинским курсом. Речи и статьи. Т. 3. М.. Политиздат, 1972, с. 344.


Физиология труда