Активная адаптация к трудовым действиям

Схема физиологического развития трудового навыка

Формирование трудовых навыков происходит более успешно, если под контролем преподавателя будут находиться как результат учебной трудовой деятельности учащегося, так и те психофизиологические процессы, которые обеспечивают оптимальную нервную регуляцию этой деятельности.
Развернутое понятие рабочего динамического стереотипа позволяет представить развитие трудового навыка как физиологический процесс и построить схему, указывающую те звенья, на которые можно оказывать целенаправленные воздействия, но которые при обычной педагогической практике не всегда принимаются во внимание [24].


Рис. 53. Схема развития трудовых навыков: а — традиционного, б — физиологически обоснованного


На схеме физиологического развития трудового навыка (рис. 53) стрелками, идущими от педагогически обоснованного задания, словесного инструктажа и показа к правильному представлению о цели данного вида труда или конкретной трудовой операции, обозначены обычные педагогические воздействия, которые через представление о цели труда и способах ее достижения влияют на результативную характеристику навыка и на получение общественно полезного результата труда надлежащего качества. В случае, если получившийся результат труда совпадает с известными требованиями, то данный навык обычно считается усвоенным. Если же результат работы учащегося не отвечает требованиям, то преподаватель повторяет инструкции и показ и требует, чтобы он повторял выполнение заданной операции до тех пор, пока не достигнет удовлетворительного результата. На этой стадии освоения навыка преподаватель может не ставить учащемуся задачу сделать много изделий и добиться выполнения и перевыполнения количественной нормы выработки. Преподаватель может отнестись со снисхождением и к качеству первых изделий, добиваясь от учащегося правильного выполнения рабочих движений. Физиологический анализ развития трудового навыка позволяет раскрыть физиологические процессы, лежащие в основе совершенствования рабочих движений при их повторении, и дает объективный, поддающийся количественному выражению критерий правильности выполнения разучиваемых рабочих движений.
Стрелка на схеме, идущая от результата труда к усвоению ритма и концентрации возбуждения, указывает на то, что вследствие многократного повторения рабочих движений происходят усвоение ритма, т. е. увеличение скоростей нервных процессов, в том числе тех, которые определяют скорость выполнения рабочих движений, и концентрация нервных процессов (возбуждения и торможения) во времени и пространстве, что проявляется в повышении скорости развития мышечных сокращений, в исключении лишних движений. Причина такого изменения функционального состояния нервной системы — в суммации следов возбуждения, остающихся в нервной системе после каждого рабочего действия, каждого рабочего движения. Количественной мерой усвоения ритма и концентрации нервных процессов в двигательной деятельности является концентрация мышечной силы, т. е. уменьшение интервала времени и отрезка рабочей траектории, на которых развивается волна ускорения или волна скорости.
Описанному процессу совершенствования рабочих навыков можно содействовать различными способами. Во-первых, как следует из предыдущих, исследований, положительный эффект дают упражнения, которые можно условно отнести к упражнениям тренировочного характера, т. е. повторения однообразных движений. Во-вторых, упражнения обучающего характера, подводящие упражнения, способствующие уточнению тех операций и условных сигналов, которые сопровождают правильное выполнение рабочих движений. В-третьих, может быть полезно уточнение получаемой работником информации о правильности его движений, путем предъявления ему добавочных ориентиров, например, в виде вспыхивающих лампочек при правильном ударе или при отклонении напильника от правильной траектории, и т. д. В-четвертых, сопоставление словесного содержания усвоенной учащимся инструкции с фактическим выполнением предусматриваемых инструкцией действий может обнаружить расхождение в реакциях первой и второй сигнальной систем. Тогда оказывается необходимым и полезным применять физиологически обоснованный инструктаж, включающий активное словесное воспроизведение учащимися инструкции при одновременном выполнении рабочих движений, дающих поток непосредственных кинестезических раздражений и тем заполняющих пробелы в интегральном образе рабочих действий.
При планировании мер педагогического воздействия следует учитывать наличие у учащихся, выполняющих упражнения, инстинктивного поиска лучших вариантов движений, в силу которого производятся отклонения от привычного варианта, причем подкреплением правильного варианта является улучшение движений (облегчение усилий).
Изложенные материалы показывают, что у преподавателя есть большие возможности повышения эффективности обучения учащихся путем применения физиологически обоснованных мер и критериев оценки степени совершенства рабочих навыков и мер педагогического воздействия на определенные звенья рабочего динамического стереотипа. Эти возможности должны быть использованы в новой системе производственного обучения, соответствующей современному уровню развития производства и науки о труде.


Физиология труда