Классификация алюминиевых сплавов

Алюминий — это самый распространенный в природе металл. В земной коре его содержится около 7,5 %. В судостроении и транспортном машиностроении используется до 4 % всего получаемого в стране алюминия, главным образом в виде алюминиевых сплавов.

Алюминий имеет малую плотность, высокую электропроводность и теплопроводность, не магнитен, устойчив к коррозии в пресной воде, в среде водяного пара, топлив, масел и слабых кислот.

Физические свойства алюминия
Плотность, г/см3 2,7
Температура плавления, К 933
Коэффициент линейного расширения при 293 К-1 23,8·10-6
Удельное сопротивление, Ом·м 2,7-10-8
Теплопроводность, Вт/(м·К) 209
Модуль нормальной упругости, МПа 7,1·106

Алюминий обладает высокой пластичностью в холодном и нагретом состоянии, хорошо сваривается, но плохо обрабатывается резанием и имеет низкие литейные свойства.

В судостроении технически чистый алюминий марки АД1 применяют при изготовлении переговорных труб, емкостей для хранения пищевых продуктов и воды. Алюминий марки А00 в виде фольги используется для теплоизоляции судовых помещений.

Алюминиевые сплавы получают путем легирования алюминия различными элементами для придания сплавам необходимых свойств. Алюминиевые сплавы обладают рядом ценных свойств, отличающих их от других традиционных для судостроения конструкционных материалов. Важнейшими из них являются высокая удельная прочность (отношение предела прочности к плотности), коррозионная стойкость, немагнитность, малая склонность к хрупким разрушениям, устойчивость механических свойств при низких температурах, высокая технологичность, эстетичность в конструкциях, а также неограниченный запас сырья для производства сплавов.

Опыт проектирования и постройки судов из алюминиевых сплавов показывает, что применение их вместо стали позволяет снизить вес ряда конструкций на 60 %. Полученная экономия позволяет увеличить грузоподъемность судов, улучшить их мореходные качества, повысить скорость или снизить мощность механизмов. В отечественном судостроении из алюминиевых сплавов изготовляют надстройки морских и речных судов, корпуса и все корпусные конструкции судов на подводных крыльях и воздушной подушке, спасательные шлюпки и прогулочные лодки для населения. Практически на каждом судне имеются конструкции из алюминиевых сплавов, вес которых достигает до 10 % веса корпуса.

Алюминиевые сплавы подразделяются на деформируемые и литейные. Деформируемые сплавы применяют при производстве прокатных, прессованных и тянутых полуфабрикатов, а также как заготовки для штамповок и поковок. Литейные сплавы используют для фасонного литья. В судостроении находят применение 10 марок литейных и до 20 марок деформируемых сплавов. Деформируемые алюминиевые сплавы в зависимости от легирующих элементов разделяют на алюминиево-марганцовистые сплавы— сплавы АМц (буква А обозначает алюминий, Мц — марганец); алюминиево-магниевые сплавы — сплавы АМг (Мг — магний): цифры после букв указывают среднее содержание основного легирующего элемента в процентах (например, в сплаве АМг5 содержится около 5 % магния); алюминиево-меднистые сплавы типа дюралюминия. Дюралюмины обозначаются буквой Д, дополняемой цифрами, указывающими порядковый номер сплава, например Д16, высокопрочные многокомпонентные сплавы обозначаются буквами В и К (В65, В95, В48-4, К48-2); ковочные (жаропрочные) сплавы обозначаются буквами АК.

Страницы: 1 2