Классификация материалов для обстройки судовых помещений пожарная опасность | Технология судостроительных материалов

Классификация материалов. Их пожарная опасность

Страницы: 1 2 3

Понятие обстройка включает комплекс работ по созданию комфортных условий для жизнедеятельности людей при плавании и перевозке грузов на судах. К работам по обстройке судовых помещений относятся монтаж изоляции, установка дверей и стекол иллюминаторов, обрешетников и каркасов, зашивка и отделка, нанесение палубных покрытий, установка оборудования, мебели, электро- и радиоаппаратуры.

При обстройке судовых помещений применяются различные материалы, отличающиеся химическим составом, физико-механическими и теплофизическими свойствами, способами получения и назначением. Применяемые при обстройке материалы классифицируют по химическому составу, природе исходного сырья, форме, плотности, горючести и назначению. Каждая группа материалов может иметь свею дополнительную углубленную классификацию.

По химическому составу материалы для обстройки подразделяются на металлы и неметаллические материалы. Применяются черные металлы (стали) и сплавы на основе цветных металлов (чаще всего алюминия). По природе исходного сырья различаются органические и неорганические неметаллические материалы.

По форме материалы могут быть подготовлены в виде штучных изделий (теплоизоляционные плиты, сегменты, полуцилиндры, паркет, керамические плитки, модульные панели зашивки), рулонных и листовых изделий (изоляционные маты, листовой пластик, ковровые изделия, ткани, винилискожа, декоративные плитки, линолеум), сыпучих масс (вспученные теплоизоляционные материалы).

При обстройке помещений применяют материалы низкой — до 100 кг/м3 (тепло- и звукоизоляция), средней — от 100 до 500 кг/м3 (противопожарная изоляция, ковры, ткани) и высокой — более 500 кг/м3 (металлы, дерево, пластмассы, плиты зашивки помещений, пластик, палубные мастики) плотности, или объемной массы.

В соответствии с международными требованиями пожарной безопасности и Правилами Регистра СССР все неметаллические материалы в судостроении делятся на горючие и негорючие. Подобная классификация зависит от многих характеристик: температуры при нагреве; возгораемости — времени, необходимого для воспламенения; продолжительности самостоятельного горения или тления; массы до огневого воздействия и после него и т. д.

Создание сложного технического сооружения, каким является современное судно, требует разработки его противопожарной защиты на период строительства и эксплуатации. При этом исходят из пожарной опасности сооружения, под которой понимают совокупность условий, ведущих к возникновению и развитию пожара с учетом его возможной продолжительности, масштабов и последствий. Пожарная опасность судна при постройке усугубляется насыщенностью горючими материалами, механизмами, устройствами, коммуникациями, а при эксплуатации — дополнительно наличием топлива, масел, пожароопасных грузов. Согласно статистическим данным из-за пожаров происходят около 6 % общего числа аварий и гибель 12 % общего числа погибших судов. Пожар на судне динамичен, огонь распространяется с высокой скоростью. Этому способствуют коридоры большой протяженности, наличие шахт, трапов, подволоков.

В Советском Союзе требования к противопожарной защите морских судов разрабатывает и осуществляет контроль за их выполнением Регистр СССР. Эти требования соответствуют установкам Подкомитета по противопожарной защите Межправительственной морской организации, членом которой наша страна является с момента образования этой организации в 1962 г.

Обеспечение противопожарной защиты начинается при проектировании судна путем разработки конструктивной и активной форм защиты. Действие конструктивной противопожарной защиты (КПЗ) направлено на предотвращение возникновения пожара и на ограничение его распространения по судну. К активной противопожарной защите относятся системы пожарной сигнализации, системы и средства пожаротушения.