Древесина и древесные материалы

Страницы: 1 2 3 4 5 6
  • Минеральные конструкционные материалы
  • Конструкционные полимерные материалы
  • Армированные конструкционные пластические массы
  • Древесина — один из древнейших и непревзойденных конструкционных материалов, широко применяемых в судостроении. Натуральная древесина представляет собой анизотропный материал природного происхождения, обладающий относительно высокой механической прочностью, малой объемной массой, хорошей обрабатываемостью, легкодоступностью и низкой стоимостью.
    С течением времени масштабы применения древесины как строительного материала постепенно сокращаются, но и в настоящее время она еще используется достаточно широко для изготовления корпусов судов, катеров, яхт и шлюпок; оборудования и отделки помещений; судовой мебели; обрешетников; зашивки изоляции; настилов палуб; межкаютных выгородок; деталей судовых устройств; судового снабжения; аварийно-спасательного имущества; инвентаря и др. В составе современного металлического судна удельное значение древесины и древесных материалов составляет около 10 % массы корпуса. Древесина используется также для вспомогательных нужд судостроительного производства: изготовления настила спусковых дорожек, кильблоков, клеток, упоров, подстав, строительных лесов, ограждений, спусковых устройств и для других аналогичных целей.
    Присущие древесине недостатки — горючесть, низкая биостойкость, влажность, анизотропность физических и механических свойств и зависимость их от влажности — существенно ограничивают ее применение в судостроении.
    Древесина изготовляется из лиственных и хвойных пород деревьев. К лиственным относятся береза, бук, дуб, клен, орех, ясень. К хвойным — ель, лиственница, пихта, сосна, кедр. Самой распространенной в судостроении породой древесины является сосна. Она отличается достаточной биостойкостью и прочностью. Сосна применяется для корпусов деревянных судов; настилов наружных палуб; обрешетников в жилых, служебных и рефрижераторных помещениях; зашивки изоляции и для вспомогательных нужд.
    По прочности, биостойкости и негорючести лиственница превосходит все хвойные породы древесины. В связи с удаленностью мест произрастания лиственницы от судостроительных предприятий в судостроении она применяется весьма ограниченно.
    Ель по сравнению с сосной имеет более низкие механические свойства, меньшую стойкость к гниению, при высыхании склонна к образованию трещин. Она ограниченно используется для настилов внутренних палуб, обрешетников, зашивки изоляции и для вспомогательных нужд.
    Кедр хорошо сопротивляется влаге, его древесина сохраняется в воде. Этот материал применяется для корпусов деревянных судов, настилов, палуб, мебели, обрешетников, является заменителем сосны.
    Пихта по сравнению с елью имеет более низкую биостойкость, повышенную хрупкость и склонность к растрескиванию. Она ограниченно используется для изготовления спусковых устройств, строительных лесов, ограждений и для вспомогательных нужд.
    Лиственные породы древесины имеют красивую текстуру и широко применяются для отделочных работ на судах. Текстурой называется естественный рисунок на разрезах древесины, характерный для каждой породы дерева и образуемый различным расположением волокон, сердцевинных лучей, видом годичных колец и т. д. Текстура древесины во многом определяет ее декоративную ценность.
    Древесина березы тяжелая, твердая и упругая. Во влажной атмосфере быстро загнивает и разрушается. Используется для отделки кают, мебели, изготовления фанеры.
    Бук имеет красивую текстуру, хорошо обрабатывается и применяется для отделочных работ.
    Из дуба вырабатывают тяжелую, прочную, биостойкую древесину с красивой текстурой, используемую для корпусов деревянных судов, мебели и отделки помещений.
    Ясень по прочности и пластичности превосходит дуб, обладает высокой упругостью и гибкостью. Древесина ясеня применяется для изготовления весел, гнутых деталей корпуса, мебели и столярных изделий.


    Судостроение