Скользящая опалубка

Скользящая опалубка состоит из щитов, закрепленных на домкратных рамах, опорных рам, устройств подачи бетона, подмостей, подъемного оборудования и других элементов. Применяется для бетонирования вертикальных конструкций зданий и сооружений  преимущественно постоянного сечения  высотой более 40 м и толщиной не менее 12 см типа водонапорных башен, градирен, зданий и др.

Существуют два принципиальных решения конструкции опирания скользящей опалубки: с помощью домкратных стержней (рис. 6.8, а, I), закладываемых в бетон, и с помощью опорных пластин (рис. 6.8, а, II), передающих нагрузку на затвердевший бетон нижерасположенной части возведенной стены.

устройство скользящей опалубки
Рис. 6.8. Устройство скользящей опалубки
а — вертикальной: I — с домкратными стержнями: 1 — наружные подмости; 2 — гидродомкрат с регулятором горизонтальности; 3 — домкратная рама; 4 — рабочий пол; 5 — щит опалубки; 6 — домкратный стержень; 7 — подвески; 8 — подмости внутренние; 9 — то же, наружные; 10 — кронштейн; II — с опорными пластинами: I — бетонируемая стена; 2 — опалубочные щиты; 3 — рычаги; 4 — опорная наружная рама; 5 — подъемная внутренняя рама; 6 — привод винтового подъема; 7 — винт; 8,9 — ригели соответственно подъемной и опорной рам; 10 — опорные пластины; 11 — прижимное устройство;

Устройство опалубки с домкратными стержнями начинают с установки щитов высотой 1,1...1,2 м по маякам стен (высота 100... 150 мм). Первоначально ставят на конус (1/200... 1/500 высоты) внутренние щиты (уширение к низу стены). Затем монтируют наружные щиты, используя распорки-шаблоны толщины стен. Далее устанавливают домкратные рамы, состоящие из жестко скрепленных ригеля и стоек (обычно две). Шаг домкратных рам в основном зависит от свободной длины стены и грузоподъемности домкрата. На установленные кронштейны навешиваются элементы подмостей, с которых монтируются рабочий пол и козырек. После монтажа всей гидросистемы до начала бетонирования производят зарядку домкратов домкратными стержнями. Первоначально устанавливаемые стержни имеют длину 1, 2/3 и 1/3 расчетной длины (около 3 м), последующие — 1/2 этой длины, что обеспечивает некоторое сокращение в дальнейшем числа одновременно наращиваемых стержней.

Сначала подъем опалубки производят после заполнения ее бетоном на 60...70 см через 2,5...3,5 ч. При этом смесь должна сохранять приданную ей форму. После полного заполнения опалубки скорость подъема доводят до рекомендуемой. Каждый последующий слой бетона следует укладывать до начала схватывания предыдущего. При температуре наружного воздуха 15...20° С скорость подъема опалубки составляет 150... 200 мм/ч.