Понятие о надежности земляного полотна улиц и городских дорог

Страницы: 1 2 3

При сооружении земляного полотна нужно добиваться, чтобы влажность его верхней части не превышала оптимального значения в течение всего года (см. гл. 11). Тогда земляное полотно будет оставаться надежным, несмотря на ежегодное увеличение интенсивности движения транспорта.

Количественно надежность дорожной одежды может быть выражена вероятностью того, что под действием многократно повторяющейся нагрузки от движущихся автомобилей напряжение сдвига, напряжение на растяжение при изгибе и упругий прогиб не превзойдут допустимых значений.

Левые части данных неравенств зависят прежде всего от качества земляного полотна, природных условий местности, конструкции и качества дорожной одежды, а правые — от типа покрытия и его толщины, интенсивности и состава движения, а также от качества материалов конструктивных слоев дорожных одежд.

Согласно исследованиям, проведенным Ю. М. Васильевым, В. А. Семеновым, Э. Ф. Семехиным и другими, рекомендуется принимать величину а для скоростных улиц и улиц общегородского значения равной 0,97, для улиц районного значения — 0,95, для всех остальных, в том числе и внутриквартальных проездов,— 0,9.

Приведенные значения уровня надежности несколько выше, чем требуют действующие нормы, что объясняется постоянным увеличением грузоподъемности автомобилей и интенсивности их движения. Регулировать эти показатели практически невозможно: их изменение обусловлено объективными закономерностями развития народного хозяйства. В подавляющем большинстве случаев проектные размеры движения транспорта уже через 5—8 лет оказываются ниже фактических. Статистический учет движения показывает, чем выше материальный уровень жизни населения, тем больше в относительных единицах загружен автомобильный транспорт. Так, число поездок на каждого городского жителя ежегодно увеличивается в среднем не менее чем на 10—15 %. Кроме того, общеизвестно, что ежегодный рост интенсивности движения по общегородским магистралям и даже районным, значительно выше, чем на внегородских дорогах.

В связи с этим, необходимо постоянно повышать уровень надежности городских дорог, но не за счет увеличения толщины дорожной одежды, поскольку такой путь повышения их прочности далеко не самый прогрессивный.

Чтобы судить о надежности, нужны достоверные статистические данные об уровне надежности земляного полотна и дорожных одежд, а также элементов, составляющих организационные системы дорожного строительства. К сожалению, достаточно обоснованных данных о численном значении а еще нет, а потому затруднена разработка соответствующих моделей с высокой адекватностью. С известной степенью вероятности можно судить лишь о надежности элементов организации работ по выборочным наблюдениям, произведенным, например, на объектах объединения Укрдорстрой. Выявлено восемь факторов, в наибольшей степени влияющих (по Н. А. Карай) на уровень надежности организации строительных работ: отсутствие материалов и срыв срока их поставок (19,7 %); поломка дорожных строительных машин, ограниченность средств механизации, а также транспортных средств (14,7%); нехватка рабочих требуемой специальности и квалификации (9,4%); изменение запланированной последовательности работ (8,8%); опоздание или невыход рабочих на объект строительства (6,1 %); климатические факторы (4,2%); переделка работ по разным причинам и устранение брака (5,4%); невыполнение работ другими организациями (2,9 % ).