Понятие о надежности земляного полотна улиц и городских дорог

Страницы: 1 2 3

Очевидно при решении задачи по расчету оптимального уровня надежности организационных систем дорожно-строительного производства необходимо, как указывает Н. А. Карай, выбирать и формировать экономические критерии оптимальности с учетом затрат на строительство улицы (городской дороги) и возможного эффекта на городском транспорте, определяемого многими факторами, в том числе и сроками ввода объекта строительства в эксплуатацию.

Как установлено исследованиями В. А. Семенова, общим законом распределения параметров дорожных одежд и земляного полотна является закон Вейбулла * с переменными параметрами, хорошо описывающими работу дорожных одежд и земляного полотна.

При расчетах надежности нередко пользуются нормальным законом. Однако закон Вейбулла является более общим и при соответствующих граничных условиях идентичен нормальному закону [36, 44].

Исследованиями Э. Ф. Семехина и В. А. Семенова на дорогах в Нечерноземной зоне установлено, что при 40 проходах катка по одному следу (т. е. в 4 раза больше, по сравнению с действующими нормами, когда коэффициент уплотнения для связных грунтов составляет: Ко = 1,05...1,07), коэффициент вариации по модулю упругости CEV° достигает 0,14. Меньшее его значение, порядка 0,08, можно получить лишь при тщательном размельчении грунтовых конгломератов и усиленном уплотнении их тяжелыми катками. В ближайшее время, по-видимому, надо стремиться к созданию однородно прочного земляного полотна, характеризуемого коэффициентом вариации равным 0,2, и однородно плотного с Сh =0,06...0,08 (см. п. 7.3).

* Анализ этого закона применительно к технологии строительства дорог изложен достаточно подробно в книге [22], а его практическое применение см. в Руководстве [32].