Отливки настоящего и будущего

Страницы: 1 2

Роль отливок в прошлой и настоящей деятельности человека очень велика. Появление отливок в ряде стран способствовало повышению производительности труда в сельском хозяйстве и в строительстве, развитию ремесел, обусловило быстрое развитие техники.

О важности отливок в хозяйстве некоторых древних стран свидетельствует то, что они становились средством обмена, мерилом стоимости. Так, появление на Востоке литых сельскохозяйственных орудий (мотыг, серпов, долот и т. п.) из медных сплавов, а затем и из чугуна привело к улучшению обработки земли, к облегчению уборки урожая и выполнению строительных работ и ремесел. Спрос на такие отливки был весьма велик.

В связи с этим отливки приобретали все большую ценность, став впоследствии средством обмена. Постепенно от натуральных отливок с целью обмена люди переходили к их литым символам. Так появились литые (в основном бронзовые) монеты-мотыги, монеты-серпы, монеты-ножи и др. (рис. 4). Интересно отметить, что форма и размеры таких монет изменялись постепенно. Например, монета-мотыга первоначально полностью воспроизводила форму настоящей мотыги, отличаясь от нее лишь меньшими размерами. Позже вид монеты-мотыги изменялся: она приобрела стилизованную форму мотыги, делалась плоской, на ней появились литые надписи.

древние литые монеты
Рис. 4. Древние литые монеты в виде мотыг, серпа и ножа

Не будет преувеличением сказать, что во всех странах, во все времена появление или расширение области применения отливок всегда было связано с более быстрым развитием хозяйства: отливки всегда открывали и открывают новые возможности эффективного использования конструкционных материалов.

В настоящее время трудно найти такую область народного хозяйства, где бы не применялись литые детали машин, оборудования и приборов или литые изделия. Отливки в машиностроении представляют собой заготовки, из которых изготовляют детали и целые узлы машин. Кроме литых, заготовки бывают сварными, коваными, штампованными и пр. Однако главенствующая роль принадлежит литым заготовкам-отливкам: они составляют почти 50% массы всех машин. А в некоторых машинах на долю литых деталей приходится 70 и даже 80% всей массы машин.

Чем же объяснить, что отливки имеют такое широкое распространение, что они могут успешно конкурировать с другими видами заготовок? Прежде всего тем, что литая заготовка по своей форме и размерам ближе всего к готовой детали. Значит, чтобы из нее получить деталь, необходимо меньше всего расходовать металла, меньше затрачивать труда на механическую обработку и сборку. Чтобы убедиться в правоте сказанного, достаточно ознакомиться с такими примерами. Коленчатые валы автомобильных, комбайновых (рис. 5) и тепловозных двигателей могут быть коваными из стального слитка и литыми, например, из чугуна. В первом случае для вала тепловозного двигателя массой 2000 кг требуется стальной слиток массой около 12 000 кг, а для литого необходимо только 3000 кг жидкого чугуна. Кроме того, отходы, образующиеся при получении литого вала в виде литников, прибылей, а также стружки после механической обработки, сразу же переплавляются в новую заготовку.

эскизы коленчатых валов
Рис. 5. Эскизы литого (а) и штампованного (б) коленчатых валов комбайнового двигателя

Таким образом, литье в данном случае может представлять собой малоотходный процесс, роль которого в современном и будущем производстве чрезвычайно велика. Изготовление же кованого вала связано с образованием огромного количества отходов, которые необходимо для утилизации транспортировать вновь на металлургический завод, часто на довольно большие расстояния.

О повышении роли отливок в различных отраслях современного производства свидетельствует и такой пример. С целью сокращения затрат на механическую обработку деталей и сборку, а также для уменьшения массы современных самолетов и повышениях их надежности разработан процесс формообразования одной крупной отливки самолета взамен 400 штук штампованных заготовок и 2200 заклепок. Конечно, изготовление такой крупной и сложной отливки требует настоящего искусства литейщиков и больших затрат при ее формообразовании. Несмотря на это, стоимость литого узла по сравнению с клепаным из штампованных деталей была снижена на 38%.

Литье позволяет изготовлять детали любой массы, размеров и конфигурации, из любых сплавов. Например, чугунные детали нельзя изготовить иным способом, кроме литья. С каждым годом к служебным свойствам чугуна как конструкционного материала предъявляются все более высокие требования, что делает необходимым изыскания новых, более эффективных способов формообразования отливок. Перед наукой и производством стоит большая задача замены стального проката высококачественными чугунами, что создает литейщикам новые большие проблемы.