Некоторые педагогические меры, способствующие формированию правильного ударного движения

Физиологически обоснованный подход к планомерному формированию у учащихся правильных навыков трудовых ударных движений позволяет оказывать непрерывное влияние на процесс совершенствования их. Этот подход позволяет точно и объективно диагностировать наличие отклонений от прямого, кратчайшего пути развития навыка и соответственно содержанию «диагноза» разрабатывать  и проводить требуемые педагогические меры. Применяя описанные выше методы физиологического изучения движений на регистрирующей наковальне, можно установить отклонения от запланированного уровня силы удара, меткости удара. Путем фотографирования движений или, что менее точно, визуальным наблюдением можно установить отклонения в траекториях молотка и в движениях звеньев руки (величину размаха движения по вертикальному и горизонтальному направлениям, величину угла отведения в плечевом суставе, последовательность включения угловых перемещений, раскрепощение лучезапястного сустава, движение ручки молотка внутри сжатой ладони). Задавая исследуемому работу в различных темпах, получаем возможность обнаружить признаки недостаточной устойчивости двигательного динамического стереотипа данного движения.

В зависимости от того, какие из перечисленных недостатков будут обнаружены, должны быть использованы различные педагогические меры.

Недостаток силы и меткости удара большей частью бывает связан с пониженной скоростью развития возбуждения работающей мускулатуры и с пониженной точностью восприятия (в условиях лимита времени) зрительных и кинестезических раздражений, сигнализирующих об отклонении движения от заданной траектории и от имеющегося у исследуемого интегрального образа рабочего действия. Эти недостатки в регулировании движения могут быть устранены специальными упражнениями тренировочного характера. В них каждое движение должно начинаться в определенный момент затухания следов нервного возбуждения от предыдущих движений (в фазу экзальтации). При обучении ударным движениям рубки этот момент наступает приблизительно через каждые 0,7—0,75 с, что соответствует темпу 80— 85 движений в минуту. Применением этих упражнений достигается также и уточнение амплитуды размаха и угловых перемещений в суставах. Поскольку тренировочные упражнения повышают скорость нервных процессов не только в эффекторной части двигательного аппарата человека, но и в рецепторах и в чувствующих нервных центрах двигательного анализатора, в результате их повышаются и точность анализа движений и самоконтроль учащегося за своими движениями.

Правильная последовательность рабочих движений и выработка кистевого удара, характеризующегося раскрепощением в лучезапястном суставе, должна быть показана учащемуся и разъяснена в инструкции. Но когда он усвоит задачу теоретически, надо помочь ему осуществить требуемые сокращения мышц, повысив функциональную подвижность двигательного аппарата. Это также достигается организованными упражнениями. Если выполнение упражнений затруднит учащегося, можно начать с облегченных заданий. Одно из возможных облегчений состоит в уменьшении амплитуды замаха. Если учащийся не может с достаточно большой силой осуществить меткий удар при нормальной амплитуде замаха, то надо провести упражнения на выполнение достаточно сильных и метких ударов при уменьшенной амплитуде траектории замаха. После проведения первой серии таких упражнений надо проделать следующие серии, постепенно увеличивая амплитуду движения. Другой способ облегчения меткости удара — применение дополнительных срочных сигналов, дающих информацию о точности движений. В описанной выше установке Г. П. Сальниковой и Л. Е. Любомирского (см. с. 164—165) такими сигналами является зажигание лампочки при каждом метком ударе, при котором ударник молотка соприкасается с контактной пластинкой наковальни, замыкая ток в цепи, питающей лампочку.

Если учащийся усвоил неправильное движение, надо Подробным инструктированием уточнить его представление о правильном выполнении движения. Обнаружив у учащегося неустойчивость динамического стереотипа, следует путем дополнительных упражнений тренировочного и обучающего характера повысить устойчивость динамического стереотипа. Это может быть достигнуто постепенным повышением дозировки нагрузки — увеличением темпа и продолжительности отдельных периодов работы, а также постепенными увеличением числа рабочих периодов, содержащихся в уроке. Важно учитывать, что ударные рабочие операции, требующие быстрого развития значительных усилий, связаны с большими тратами энергии. По данным С. И. Третьяковой [54], при рубке металла затраты энергии у учащихся профтехучилищ составляют 149,8 ккал/ч.

По затратам энергии рубка металла стоит на четвертом месте после резания металла, нарезания резьбы и опиливания металла. Однако при рубке металла утомление развивается быстрее, чем при выполнении других слесарных операций. Это обстоятельство связано с большим нервным напряжением, отражающимся в биоэлектрической активности работающих мышц. Согласно Н. М. Поповой [45], при опиливании металла амплитуда мышечных биотоков составляет 554 ± 14,8 мкВ, в то время как при рубке металла 1086 ± 8,5.

Удобным контролем для установления уровня нагрузки может служить подсчет частоты сердечных сокращений у учащихся до и после выполнения кратковременных серий движений. Для учащихся 14—15 лет частота сердечных сокращений при рубке, металла в норме колеблется в следующих пределах: до начала выполнения серии движений в среднем 75—80 ударов пульса в минуту, после работы в течение 5 мин — 98—112 ударов в минуту [45]. Средний уровень частоты сердечных сокращений у учащихся 13—14 лет при выполнении рубки соответствует 106,9 ± 0,75 удара пульса в минуту [16]. Если частота пульса превышает указанные  ориентировочные величины, то надо уменьшить нагрузку (уменьшением продолжительности и общего количества рабочих периодов за время урока).

Необходимо обращать внимание на внешние проявления утомления. Нежелательно продолжать работу при появлении внешних признаков сильного утомления — значительного покраснения лица, капель пота на лице, учащения и нарушения ритма дыхания, сбоя ритма рабочих движений, жалоб на усталость.