Методы изучения производственного утомления

Наблюдения организаторов труда и самонаблюдения работающих могут быть полезны для внешнего описания изменений работоспособности, но их недостаточно, чтобы охарактеризовать сущность и механизмы физиологических процессов, лежащих в основе утомления. Для правильной организации производственного обучения важно найти пути предупреждения чрезмерного утомления, которое может снижать выработку обучающегося и затруднять освоение нового учебного материала и формирование новых трудовых навыков. Обоснование и разработка мер предупреждения производственного утомления могут быть успешными только при учете соответствующих физиологических процессов.

При исследованиях врабатываемости и утомления на производстве определяются: почасовая выработка и средняя продолжительность рабочей операции за каждый час работы (с помощью хронометража — записи длительности рабочих действий по секундомеру), изменения на протяжении рабочего дня показателей физиологических функций, например частоты пульса и т. п., через каждые 1—1,5 ч. На основании полученных данных строятся графики изменения производственных и физиологических показателей работоспособности. При построении этих графиков по горизонтальной оси наносится время (часы работы), а по вертикальной — значения соответствующих функциональных показателей.