Основные физиологические процессы, определяющие нервную регуляцию рабочих движений

Применение рассмотренных физиологических принципов в изучении трудовых навыков и рабочих движений позволяет характеризовать и оценивать физиологические  процессы нервной регуляции конкретных рабочих движений в отношении их целесообразности и экономичности. Эти характеристики необходимы для того, чтобы иметь возможность всестороннего влияния на развитие учащегося, так как только при всестороннем внимании к развивающейся личности может быть обеспечено ее гармоническое развитие. Практическая педагогика и психология широко используют дидактический принцип сознательности в воспитании и обучении и сообщают учащимся новые знания, а также обогащают их двигательный и трудовой опыт, влияя на сознание учащихся и контролируя их сознательное поведение и высказывания.

Но это не значит, что в обучении, в частности в обучении трудовым приемам и в формировании трудовых навыков, можно полностью абстрагироваться от материальных процессов, происходящих в организме учащегося в связи с приобретением новых знаний и навыков. Напротив, только при детальном учете этих материальных, в нашем случае физиологических, процессов возможно воспитание и обучение всесторонне развитой личности.

Что является материальным (физиологическим) компонентом воспитания и обучения? Если сказать кратко, рефлекторная деятельность — рефлексы условные и безусловные, двигательные, речевые, вегетативные и т. д., которые развиваются в процессе воспитания и обучения и без которых невозможно воспитание и обучение (хотя на практике часто это обстоятельство только подразумевают и редко непосредственно используют для усовершенствования методики воспитания и обучения).

Для того чтобы применить физиологическое учение об условных рефлексах к совершенствованию трудовых навыков и к обоснованию методики их формирования, необходимо выработать специальный подход, позволяющий учитывать особенности двигательной деятельности человека и, в частности, особенности рабочих движений.

И. П. Павловым было показано и разъяснено наличие и действие прямой и обратной связи в двигательных реакциях, развивающихся в поведении животных. Далее были подробно исследованы на (собаках) те участки коры больших полушарий, в которых находятся нервные клетки коркового конца двигательного анализатора (А. Н. Красногорский [34]). Из сопоставления данных этих опытов с данными о строении нервной системы могут быть сделаны выводы и о динамике возбуждения при двигательном поведении животных и человека. Прежде всего был сделан вывод, что в соответствующих участках коры больших полушарий находятся нервные корковые клетки двигательного анализатора. Отростки этих клеток идут к двигательным клеткам, находящимся в передних рогах спинного мозга.

От этих клеток спинного мозга нервные отростки подходят к мышцам. Так строится прямой путь от коры больших полушарий к исполнительным органам — мышцам. Обратный путь возбуждения начинается в нервных окончаниях чувствительных клеток органов чувств, воспринимающих раздражения, возникающие в результате взаимодействия человека или животного с внешней средой. Одни из таких раздражений возникают от вида, запаха, звучания объектов внешнего мира и воспринимаются органами чувств, находящимися вне двигательного аппарата (экстерорецепторами). Другие раздражения возникают в результате взаимодействия мышечных усилий с силами сопротивления движению: тяжести, инерции, реакции обрабатываемого предмета и т. д. Эти раздражения воспринимаются чувствительными нервными окончаниями, заложенными в самом двигательном аппарате (собственными рецепторами, или проприорецепторами). От экстерорецепторов и проприорецепторов возбуждение поступает по чувствительным нервам, через ряд промежуточных нервных центров, в конечном итоге в соответствующие участки коры больших полушарий.

На всем протяжении ствола головного мозга, среди проводящих путей (несущих импульсы от спинного мозга к коре и обратно) и скоплений нервных центров низшей нервной деятельности (так называемых ядер), простирается, занимая осевое положение, ретикулярная формация, или сетевидное образование. Свое название эта область нервной системы получила в связи с тем, что под микроскопом она выглядит как сетка, состоящая из волокон или пучков волокон, идущих в разных направлениях и пересекающих друг друга. В образованных таким образом петлях находятся нервные клетки различной формы и величины. Этой особенностью строения ретикулярная формация заметно отличается от соседних участков нервной системы, в которых нервные клетки и их отростки расположены не в виде сети, а компактно, образуя скопление клеток — ядра и пучки проводников, отростков нервных клеток, проводящие пути.

На основании экспериментальных фактов возникло представление о восходящей ретикулярной активирующей системе, по которой к коре больших полушарий постоянно притекают импульсы подбадривающего характера. В дальнейших исследованиях было выяснено, что при раздражении рецепторов возникающее в них возбуждение распространяется не только по направлению к центрам коры больших полушарий, но и по ответвлениям нервных проводников (коллатералям) в ретикулярную формацию. Из ретикулярной формации импульсы возбуждения направляются в кору, но уже не к определенным ее участкам, а ко всем областям, и вызывают общую мобилизацию готовности корковых нервных клеток. Путь импульсов возбуждения от рецепторов к соответствующей сенсорной области коры получил название специфического, а путь через ретикулярную формацию — неспецифического. Для правильного двигательного поведения необходима целостность того и другого пути. При нарушении специфического пути нарушается функция одного из анализаторов, при нарушении неспецифического пути животное не в состоянии достаточно отчетливо воспринимать никаких раздражений. В коре больших полушарий между центрами различных анализаторов и нервными центрами, в которых представлена двигательная деятельность, а также функции внутренних органов, замыкается условная связь, вследствие чего весь путь возбуждения образует замкнутый цикл.

На каждом этапе этого последовательно развертывающегося процесса нервная система получает различную информацию и отвечает на нее различно.

Страницы: 1 2