Развитие высшей нервной деятельности

Трудовая деятельность, физическая культура, спорт, повседневные движения и вообще все произвольное поведение человека развиваются и совершенствуются при ведущем участии высших отделов центральной нервной системы — коры больших полушарий головного мозга. Кора больших полушарий — верховный орган формирования новых координационных отношений в двигательной активности. Разнообразные двигательные навыки, представляющие в своей физиологической основе сложные системы рефлексов — рабочие динамические стереотипы, возникают и развиваются по законам высшей нервной деятельности. В возрастной физиологии труда при решении практических задач оптимизации учебной и трудовой активности необходимо учитывать этапы и закономерности развития высшей нервной деятельности.

Важные совершенствования процессов высшей нервной деятельности происходят в возрасте от 7—9 до 10— 12 лет. В это время укрепляется контролирующая функция Торможения лишних движений и мышечных напряжений со стороны коры больших полушарий, продолжает уточняться и укрепляться концентрация нервных процессов, повышается подвижность нервного возбуждения и торможения. Скрытый период двигательной условной реакции в это время укорачивается от 0,9—1,3 с до 0,6 с, одновременно повышается быстрота выработки и качество дифференцирования раздражителей [20].

Возрастные особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем исследуются посредством предъявления противоположных по значению непосредственных и речевых раздражений. При одновременном действии таких раздражителей, как звучание звонка (на который был ранее выработан прочный двигательный рефлекс) и слов «нет звонка», торможение двигательной реакции речевым раздражителем наблюдалось тем чаще, чем старше были исследуемые. У детей 7— 8 лет количество заторможенных реакций составляет 21,4%, 9—11—43,5%, 12 — 70,5%, 13—14 — 76,3%, 17— 18 лет —74,0%. Все эти возрастные особенности высшей нервной деятельности обусловливают различную успеваемость учащихся в освоении двигательных навыков разной сложности и в поддержании высокой производительности труда.

Большое значение для производственного обучения имеет возрастное развитие задатков трудовой доминанты (см. с. 32). Способность формирования господствующего очага возбуждения в центральной нервной системе развивается постепенно, с возрастом. Примером может служить развитие очагов нервного возбуждения, необходимого для поддержания статических усилий и осуществления рабочих поз. О наличии господствующего очага возбуждения при развитии статических мышечных усилий свидетельствует сопряженное торможение рефлексов, не имеющих непосредственной функциональной связи с развиваемым статическим усилием. Так, если человек развивает статическое усилие в голеностопном суставе, то при этом тормозится обычный коленный рефлекс на другой стороне тела. В ответ на удар молоточком по сухожилию получается ослабленный по сравнению с нормой эффект; амплитуда биоэлектрического ответа прямой мышцы бедра уменьшается, латентный период рефлекса возрастает. Сопряженное торможение коленного рефлекса со стороны нервных центров, обеспечивающих статическое напряжение мышц, постепенно развивается и усиливается с возрастом и достигает высокого уровня к 16 годам.

При освоении учащимися рабочих поз необходимо учитывать, что у лиц моложе 16 лет способность сопряженного торможения при развитии статических усилий остается несколько пониженной.