Совершенствование физиологических функций в процессе производственного обучения

Систематическая тренировка полезна тем, что развивает в человеке ценные качества ловкости, силы и выносливости, скорости и точности движений, способствует более совершенному приспособлению нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем к трудовой деятельности. При правильно организованном производственном обучении учащиеся не только приобретают профессиональные навыки, но и укрепляют свое здоровье благодаря процессу тренировки.

Специальные физиологические наблюдения [32] показали, что в течение года производственного обучения учащихся — токарей, слесарей и кузнецов заметно повышается их работоспособность и совершенствуются физиологические функции. В зависимости от характера работы и физического развития учащихся влияние производственного обучения различно. Работоспособность в начале и в конце учебного года изучалась по показателям изменения реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную работу (20 глубоких приседаний с выбрасыванием рук вперед).

В начале учебного года у учащихся при выполнении дозированной работы наблюдалась большая частота сердечных сокращений (особенно в конце учебного дня), чем в конце года. Соответствующие данные представлены на графиках (рис. 35). Здесь по горизонтальной оси нанесено время работы и восстановления частоты сердечных сокращений и кровяного давления после нее в минутах, а по вертикали — величины реакций сердечно-сосудистой системы (частота пульса и систолическое кровяное давление) в начале и конце учебного дня.


Рис. 35. Изменения частоты сердечных сокращений и уровня кровяного давления у учащихся профессионально-технического училища (токарная группа) в ответ на дозированную работу (по И. Б. Крамаренко)

Одновременно с изменениями реакций сердечно-сосудистой системы наблюдается определенное повышение мышечной работоспособности, которое выражается в увеличении продолжительности работы на пальцевом эргографе. У учащихся, физически развитых лучше, отмечалось более резкое улучшение физиологических реакций. У учащихся кузнечной группы абсолютные величины частоты пульса в покое были несколько ниже, чем у учащихся других специальностей. В то же время у них отмечалось более высокое кровяное давление. Эти особенности объясняются большей физической нагрузкой учащихся кузнечной группы, так как выполняемая ими поочередно работа кузнеца и молотобойца требует значительных мышечных усилий.

Благоприятные изменения реакций сердечно-сосудистой системы и повышение мышечной работоспособности — результат совместного влияния тренировки в процессе производственного обучения и естественного развития организма учащегося (с возрастом). В какой мере улучшение физиологических показателей работоспособности было связано с влиянием тренировки, можно определить путем сравнения данных, полученных при изучении физиологических процессов у учащихся, проходящих производственное обучение, и у учеников средней школы, не занимающихся производственным обучением. У последних к концу учебного года работоспособность, как правило, снижалась. Это сравнение доказывает, что повышение работоспособности обусловлено тренировкой в процессе выполнения учебных и производственных трудовых заданий.

Благотворное действие тренировки сказывается при выполнении производственной работы и усиливается при систематических занятиях спортом (одновременно с обычной работой). Известно, например, что систематические занятия в футбольных секциях способствуют увеличению скорости реакции. А это ценное качество организма помогает повышению производительности труда.