Учет индивидуальных особенностей учащихся в производственном обучении

Наблюдения за учащимися позволяют заметить, что в их отношении к учебной работе и в подходе к выполнению заданий есть различия, которые проявляются при одинаковых внешних условиях и зависят от индивидуальных особенностей.

Особенности психической деятельности человека во время работы обусловлены типом его нервной системы.

Тип нервной системы характеризуется силой или слабостью, уравновешенностью или неуравновешенностью, подвижностью или инертностью нервных процессов — возбуждения и торможения.

Сила процесса возбуждения определяется тем, каким образом отвечает нервная система на раздражения большой интенсивности (громкий шум, резкие замечания со стороны окружающих, встреча с затруднительным обстоятельством и т. д.). Сила тормозного процесса определяется тем, как долго человек, занимаясь каким-либо делом, способен не отвлекаться на посторонние раздражители, тормозит свои реакции на эти раздражители. Уравновешенность нервных процессов характеризуется равным соотношением силы возбуждения и торможения. Подвижность нервных процессов проявляется в способности человека быстро переключаться с одной деятельности на другую. Различное сочетание этих признаков обусловливает существование четырех типов нервной системы, приблизительно соответствующих четырем темпераментам, подмеченным еще в древности. Каждый из этих типов может проявиться в чистом виде, но большей частью в жизни встречаются люди, соединяющие в себе черты различных типов, являющиеся представителями так называемых смешанных типов. Принадлежность к определенному типу нервной системы не означает, что данный человек не может развить в себе какую-либо способность, необходимую для овладения конкретной производственной специальностью. При каждом типе можно развить любые общественно необходимые свойства личности. От особенностей типа нервной системы зависят только конкретные способы развития этих свойств. Рассмотрим главные типы нервной системы и некоторые пути индивидуального подхода к учащимся — представителям этих типов.

1. Сильный, уравновешенный, подвижный тип соответствует сангвиническому темпераменту. Учащийся ярко выраженного сангвинического типа живо интересуется всяким новым делом, но может охладеть к работе, требующей терпения и настойчивости. Такому учащемуся надо помочь осознать, что всякую работу следует выполнять не только быстро, но и правильно, точно и аккуратно.

2.     Сильный, уравновешенный, инертный тип соответствует флегматическому темпераменту. Представитель этого типа нервной системы выполняет работу спокойно и медленно. В процессе производственного обучения ему надо помочь развить  активность и инициативность, научиться работать в нормальном темпе, обеспечивающем высокую производительность труда.

3.     Сильный, но неуравновешенный тип, у которого возбуждение преобладает над торможением, соответствует холерическому темпераменту. Этот тип характеризуется большой двигательной активностью. Учащийся, относящийся к этому типу, выполняет интересную для него работу с большим увлечением, но иногда проявляет вспыльчивость, резкость и заносчивость, склонность подчеркивать свою личность. В производственном обучении должно быть обращено внимание на повышение у представителей этого типа дисциплинированности и чувства товарищества.

4.     Слабый, неуравновешенный тип, у которого слабо выражены процессы возбуждения и торможения, соответствует меланхолическому темпераменту. Представитель этого типа характеризуется высокой эмоциональной чувствительностью. Он очень сильно, как большое горе, переживает свои неудачи в работе, ему трудно принять решение повторить выполнение неудавшегося производственного задания. В процессе производственного обучения этим учащимся необходимо помочь преодолеть робость и застенчивость и осознать необходимость настойчиво повторять попытки правильно решить поставленные перед ними учебные и производственные задачи.

И. П. Павлов различал также три типа людей в зависимости от преобладания в их действиях реакций первой или второй сигнальной системы. К первому типу, типу «художников», И. П. Павлов относил людей- с преобладанием реакций первой сигнальной системы. Это впечатлительные люди, живо воспринимающие конкретные образы, наглядные объяснения. Другой тип — «мыслители», характерны тем, что в их действиях большую роль играют функции второй сигнальной системы, рассуждения и теоретические обобщения. Третий тип — люди, у которых нет заметного преобладания одной сигнальном системы над другой.

В индивидуальном подходе к учащимся необходимо учитывать особенности, свойственные каждому типу. Мастер должен помочь «художникам» понять значение теоретических обобщений и научить их правильно применять в своей деятельности научные понятия и законы отвлеченного мышления. «Мыслителей» необходимо предостерегать от чрезмерного увлечения абстрактными, оторванными от практики рассуждениями. Следует направлять их внимание на связь теории с практикой.