Физиологическое значение периодических перерывов деятельности для отдыха

Вследствие того, что после некоторого периода работы функциональные показатели работоспособности снижаются, возникает необходимость прерывать работу для отдыха, т. е.  для восстановления работоспособности до первоначального, дорабочего уровня. Принцип правильного чередования работы и отдыха осуществляется во всех жизненных функциях организма. Примером может служить работа сердца, которое находится в состоянии возбуждения и развивает сокращение (систола) только в течение 1/3 всего цикла своей деятельности, а в течение остальных 2/3 цикла расслабляется (диастола) или находится в покое (пауза). Наиболее полный отдых организм получает во время ночного сна. Согласно учению И. П. Павлова, во время сна клетки коры больших полушарий головного мозга находятся в состоянии торможения. В это время в клетках коры происходит внутренняя работа, направленная на возобновление процессов, временно нарушенных продолжительным действием раздражителей, на которые клетки отвечали возбуждением.

В настоящее время физиологами получены новые факты, дающие объяснение некоторых процессов возникновения различных состояний коры больших полушарий, в том числе и сна. Как уже было указано (с. 48, 52), ретикулярная формация ствола мозга оказывает неспецифическое генерализованное возбуждающее влияние на кору головного мозга, что обусловливает бодрствование человека. При наличии достаточно глубокого коркового торможения центры сна, находящиеся в подкорке (в гипоталамусе), освобождаются от сдерживающего влияния коры. Возбуждение из этих центров блокирует возбуждения, активизирующие кору мозга. Сон — это процесс громадной важности, обеспечивающий сохранение высокой работоспособности мозга. Поэтому необходимо строго соблюдать режим ежедневного сна. Продолжительность его должна быть не менее 8 ч для взрослого человека и не менее 9—10 ч для подростков. Очень важно ложиться спать в одно и то же время. Привычка к правильному режиму бодрствования и сна способствует более глубокому сну и более полному отдыху нервных клеток коры больших полушарий головного мозга. При этом засыпанию способствуют привычные раздражения, действующие в одно и то же время суток. Совершенно недопустимо использовать время сна для какой-либо работы, например для подготовки к экзаменам и т. д.

Наряду с правильным чередованием периодов бодрствования и сна большое значение имеет правильное чередование работы и отдыха в течение рабочей смены, а также на протяжении недели и года (еженедельные выходные дни, ежегодный отпуск).

Внимательное наблюдение за поведением обучающихся может дать мастеру возможность установить признаки их утомления и возникновения потребности в отдыхе. Заметив это, мастер может сделать короткий перерыв, переменить задание или переключить внимание на короткое объяснение выполняемых рабочих операций. В табл. 8 приведена примерная схема оценки внешних признаков утомления.

Таблица 8. Внешние признаки утомления
Объекты наблюдения Утомление
незначительное значительное резкое
При физическом труде
Окраска кожи Незначительное покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение, побледнение, синюшность
Потливость Незначительная (влажность на лбу и щеках) Значительная (выше пояса) Особо резкая (ниже пояса), выступление солей
Дыхание Учащенное ровное (около 30 дыханий в минуту) Учащенное. Периодическое дыхание через рот Значительно учащенное, поверхностное, непрерывное дыхание через рот. Отдельные глубокие вдохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием (одышка)
Движения Уверенные и точные Неуверенные, нарушения ритма Частые перерывы работы, замедление движений, дрожание конечностей
Внимание Безошибочное выполнение указаний и правил работы Отклонения от правил работы. Ошибки при новых заданиях Замедленные реакции, неточные выполнения указаний, рассеянное внимание, отсутствие интереса, апатия
Самочувствие Отсутствие жалоб Жалобы на усталость Жалобы на головную боль, слабость
При умственном труде
Внимание Редкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное, реакции на новые раздражители (новые словесные указания) отсутствуют
Поза Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, облокачивание, поддерживание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, отклонившись на спинку стула
Движения Точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка)
Интерес к новому материалу Живой интерес, задавание вопросов Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

Наличие резких и значительных признаков утомления в нормальных условиях недопустимо. Рациональным способом регулирования интенсивности труда является такой, при котором учитываются признаки незначительного, начинающегося утомления.