Приемка и хранение проката на судостроительном заводе

Страницы: 1 2 3

Металл, необходимый судостроительному заводу, должен быть заказан, а после прибытия на завод оформлен по установленным правилам и размещен на складе.

Металл заказывает отдел материально-технического снабжения (ОМТС) завода в объеме, нужном для выполнения годовой программы строительства судов. Годовая программа определяется отдельно для всех типов и проектов судов, каждое из которых имеет свой номер заказа. Потребность в металле для отдельного заказа устанавливается на основе ведомости норм расхода материалов (ВНР), подготовленной по типовой форме (табл. 6.5). ВНР, представленная в таком виде, называется специфицированной в отличие от сводных ведомостей, в которых длину и ширину проката не указывают. По ВНР отдельных заказов создают ВНР материалов всего завода. ВНР готовит отдел главного технолога завода (ОГТ) в ходе технологической подготовки производства строящегося судна. Для разработки ВНР используют рабочие чертежи и спецификации, поступившие на завод из ЦКБ, учитывают результаты раскроя деталей, необходимость создания новой оснастки для постройки данного судна и потребность в материалах для ее изготовления.

В ОМТС на каждый типоразмер проката составляют наряд-заказ, в котором требования к материалу выражают в форме установленных условных записей.

В соответствии с приведенными примерами заводу требуется горячекатаный толстолистовой прокат нормальной точности прокатки (Б), высокой плоскостности (ГШ), с обрезной кромкой (0), размерами 22x2000x8000 мм из стали марки 09Г2 и угловой равнополочный профиль обычной точности прокатки (Б), размерами 50x50x3 мм из стали марки ВСт3сп2. Требуемую массу проката указывают в соответствующей графе наряда-заказа.

Все наряды-заказы распределяются по металлургическим заводам страны через центральные планирующие и снабженческие организации с учетом возможностей металлургического предприятия и его географического положения по отношению к заказчику. Процедура составления и распределения заказов производится в III квартале или в начале IV квартала текущего года для снабжения на следующий год.

В ОМТС на любой типоразмер проката заводится также материальная карта из двух частей. В первой части записывают расчетные данные о ежемесячной потребности в прокате для строящегося судна (заказа). Во второй части карты ведут учет наличия материалов на складе и выдачи их цехам для выполнения работ. Таким образом, материальная карта позволяет постоянно следить за движением проката данного типоразмера и его наличием на заводе.

Таблица 6.5. Фрагмент ведомости норм расхода материалов
№ п/п Наименование материала, вид поставки, ГОСТ или ТУ на поставку, размеры, ГОСТ на сортамент Марка материала ГОСТ на марку Масса, кг Коэффициент использования
полезно используемая заказываемая
8 Толстолистовая сталь, горячекатаная, углеродистая, судостроительная, без термообработки, поставка по ГОСТ 5521—86, 4X1400X6000, сортамент по ГОСТ 19903—74 ВСт3сп2 5521—86 3000 3750 0,800

Составление и применение ВНР, материальных карт для контроля заказанного материала, движения его по цехам завода осуществляют с помощью ЭВМ, используя память последних вместо громоздких карточек учета. Для этого создана система кодирования материалов по Отраслевому классификатору.

Поставка заказанного материала — процесс дискретный, он выполняется один раз в квартал приблизительно равными частями всей массы проката на год, но, конечно, с соблюдением транзитных норм. Поэтому ОМТС должен предусмотреть как текущий (производственный), так и страховой (переходящий) запасы. При поквартальной поставке металла величина текущего запаса составит 45-дневную потребность. Страховой запас учитывает возможную задержку текущих поставок и часто равен массе плановой партии.