Управление городским дорожным строительством

Страницы: 1 2 3 4 5

В зависимости от размера городской территории, особенностей застройки, планируемого роста интенсивности движения городского транспорта и других факторов определяют объемы и виды дорожных работ на планируемую перспективу. В соответствии с этим устанавливается организационная структура управления городским дорожным строительством.

В большинстве городов дорожные организации находятся в ведении отделов коммунального хозяйства (горкомхозов) или управлений благоустройства городских Советов народных депутатов. В крупных, больших и средних городах, как правило, созданы ремонтно-строительные тресты, управления и конторы, в составе которых имеются строительные подразделения, занимающиеся строительством улиц, дорог, мостов, а также других инженерных сооружений. В небольших городах новое строительство, ремонт и содержание дорог осуществляют соответствующие участки, входящие в состав комбинатов коммунальных предприятий и благоустройства или другой местной коммунальной организации (рис. 2.1).

схема управления строительством городских дорог
Рис. 2.1. Схема управления строительством городских дорог и улиц в средних, больших и крупных городах

Городские дорожные организации подчиняются, с одной стороны, местным Советам народных депутатов, а с другой — вышестоящему отраслевому (коммунальному) органу. Такая особенность управления позволяет учитывать местный характер городского дорожного строительства и сочетать отраслевой принцип управления с территориальным.

В последние годы в РСФСР при областных (краевых) управлениях коммунального хозяйства создаются специализированные производственные управления (объединения) городского дорожного строительства и благоустройства (облспецдорстрои). Эти организации осуществляют строительство городских дорог и улиц, мостов, путепроводов, транспортных и пешеходных тоннелей, набережных и тому подобных сооружений во всех городах, рабочих поселках и райсельцентрах, расположенных на территории области. Другими словами, облспецстрои выполняют функции генерального подрядчика, оставляя за городскими властями обязанности заказчика. Облспецстрои в зависимости от объемов работ создают в населенных местах области соответствующие дорожные организации и подразделения.

В наших крупнейших городах (Москва, Ленинград, Киев) сложилась несколько иная структура управления городским строительством. В ее основе лежат принципы концентрации, специализации и кооперации производства. Основные объемы работ по строительству и реконструкции в этих городах выполняются главными управлениями (главками), находящимися в подчинении у горисполкомов. Главки специализируются как по видам строительства, так и по характеру выполняемых ими функций. Так, Главное архитектурно-планировочное управление (ГлавАПУ) разрабатывает непосредственно или через подведомственные ему проектные институты и организации архитектурно-планировочные решения и проекты застройки и благоустройства города, определяет очередность строительства отдельных районов города, подготавливает проектно-сметную документацию, осуществляет архитектурно-строительный надзор, а также участвует в приемке в эксплуатацию законченных объектов (рис. 2.2).

схема управления строительством городских дорог и улиц
Рис. 2.2. Схема управления строительством городских дорог и улиц в крупнейших городах

Для координации, планирования и контроля за работой подведомственных горисполкому предприятий и организаций при нем создана городская плановая комиссия (горплан).