Защита земляного полотна от промерзания

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Для улучшения прочностных и деформационных показателей золошлаковые смеси следует обрабатывать малыми дозами портландцемента (4—6%), известью (6—7%) в сочетании с добавкой жидкого битума (2— 3 %) или гудрона. Свойства укрепленных золошлаковых смесей должны отвечать требованиям, изложенным в Инструкции по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов (СН 25-74).

Теплоизоляцию из грунтов (или малопрочных каменных материалов) с пористыми (легкими) заполнителями, укрепленных цементом или местными вяжущими, как и из других материалов со средней и повышенной теплопроводностью (ём. табл. 9.1) целесообразно применять в тех случаях, когда можно ограничиться только уменьшением глубины промерзания земляного полотна, при отсутствии других недорогостоящих теплоизоляционных материалов с большим коэффициентом теплопроводности.

Композиции из грунта, пористого заполнителя и вяжущего материала должны удовлетворять следующим требованиям: коэффициент теплопроводности — не более 0,8 Вт/(м·К); предел прочности при сжатии водонасыщенных образцов в возрасте 28 и 7 сут соответственно — не менее 1 и 0,6 МПа; предел прочности при растяжении при изгибе водонасыщенных образцов (балочек) в возрасте 28 сут — не менее 0,2 МПа; коэффициент морозостойкости образцов того же возраста — не менее 0,65; коэффициент морозного пучения — не более 1 %.

Зерновой состав грунтов по возможности должен отвечать принципу оптимальности смесей. В качестве вяжущего применяют дорожные портландцемента марки 500, шлакопортландцементы и пуцолановые портландцемента марок не ниже 300. Для повышения морозостойкости композиций следует применять различные добавки, в том числе и кремнийорганические.

Пригодность композиционного укрепленного материала для устройства теплоизоляционных слоев устанавливают с учетом их прочностных, деформативных и теплофизических характеристик (табл. 9.2).

Золошлаковые смеси, укрепленные минеральными вяжущими, приготовляют в смесительных установках Д-709, С-780, С-543 или непосредственно на месте работ с помощью однопроходных дорожных машин Д-391Б, либо многопроходных грунтосмесительных машин типа дорожных фрез Д-530.

При применении золошлаковых смесей с цементом принимают такую последовательность операций: золошлак в отвалах ТЭЦ разрабатывают экскаватором и погружают на автомобили-самосвалы, доставляют к смесительной установке и подают в бункер для грунтов или крупного заполнителя (смеситель С-780, С-543). Затем компоненты смеси (золошлак, цемент, вода) в дозированных количествах подают в смеситель и перемешивают. Готовую смесь выгружают в автомобили-самосвалы, доставляют к месту работ и укладывают в конструкцию с помощью универсального укладчика. Дальнейшие операции выполняют согласно СН 25-74 применительно к крупнообломочным и пёсчаным грунтам, укрепляемым цементом.

Возможно укрепление золошлаковых смесей цементом и непосредственно на месте их укладки также в соответствии с СН 25-74. Продолжительность разрыва между окончанием перемешивания смеси и завершением процесса уплотнения не должно превышать 8 ч. Движение по слою из укрепленной золошлаковой смеси открывают не ранее чем через 10 сут после окончания устройства слоя.

Смеси из битумоцементогрунта с легкими заполнителями приготовляют только в установках с принудительным перемешиванием — С-951, СБ-93, СБ-75, СБ-78, а также Д-709, т. е. в установках для приготовления цементобетонных смесей.