Роторные машины. Рождение

Конец 30-х годов был ознаменован новыми выдающимися достижениями в экономике молодой страны Советов. В 1937 году свыше 80 % всей промышленной продукции дали стране новые предприятия, построенные или полностью реконструированные за годы первой и второй пятилеток. В эти годы было обращено особое внимание на механизацию и автоматизацию производственных процессов, возможную только благодаря повышению удельного веса высокопроизводительных и специальных станков, особенно автоматов и полуавтоматов.
В машиностроении были созданы металлорежущие станки-комбайны. Это одношпиндельные револьверные станки-автоматы, способные выполнять точение, сверление, подрезку, отрезку, нарезание резьбы, развертывание, фрезерование, шлифование, фрезерование зубьев и прорезание шлицев. Однако машины с большим числом автоматизированных узлов, станки-комбайны, не решали полностью проблемы автоматизации. Чтобы перейти к автоматическим системам, необходимо было изменить организацию производства и прежде всего обеспечить непрерывность процессов. Здесь большое значение приобретало создание поточных линий.
Первые поточные линии создавали на основе универсальных станков, а позже — на основе станков-комбайнов, которые соединяли по ходу технологического процесса в "технологическую цепочку" с помощью рольгангов и других транспортирующих средств.
В 1938 году стали выпускать агрегатные станки с поворотными столами и барабанами. Агрегатирование привело к широкому применению станков с высокой степенью автоматизации. Вначале казалось, что совмещение непрерывности
производственного процесса, характерного для поточных линий, с автоматичностью, заложенной в станках-комбайнах, способно привести к комплексно-автоматизированному производству. Однако простое совмещение станков-комбайнов и поточных линий оказалось в большинстве случаев экономически нецелесообразным и не всегда даже технически возможным *.


В эти годы на одном из машиностроительных заводов начинает свой творческий путь конструктора выпускник МВТУ им. Баумана Л.Н. Кошкин. На завод он приходит уже достаточно зрелым человеком — за плечами был не только один из лучших технических вузов страны, но и несколько лет трудового стажа: работа бетонщиком, токарем, мастером на ряде предприятий. Работая над созданием специальных станков-автоматов, молодой конструктор упорно ищет пути разрешения противоречий, возникших в процессе создания автоматических систем. Почему простое совмещение технологических станков-автоматов в поточные линии оказывается часто экономически нецелесообразным? В чем состоит сущность перехода к автоматическим системам и какими должны быть машины, объединение которых в автоматическую систему будет выгодным? Какова в этом роль технологии? Всякая ли технология "поддается" автоматизации?
Размышления над этими вопросами, диалектический анализ исторических путей развития техники и технологии, интенсивный поиск технических решений приводят Л.Н. Кошкина к идее создания роторных автоматов, в которых обработка изделий производится в процессе непрерывного их транспортирования совместно с обрабатывающим инструментом. Это первый шаг на долгом и трудном пути становления и признания новой техники.
В предвоенные годы коллективом под руководством Л.Н. Кошкина было создано несколько роторных автоматов для обработки резанием, штамповки, сборки.
В грозные военные годы, будучи уже Главным конструктором завода, Л.Н. Кошкин продолжает интенсивно работать над созданием новых прогрессивных роторных машин. В 1943 году за разработку серии специальных станков-автоматов, в том числе и роторного типа, и успешное внедрение их в производство Л.Н. Кошкину присуждается Государственная премия, которую он передает в фонд обороны на строительство танка для Красной Армии.
Вначале многим идея роторных машин казалась далеко не бесспорной. Идеи создания роторных машин поддержал Нарком вооружения СССР Д.Ф. Устинов. "...Когда Устинов вынес обсуждение идеи Кошкина в Наркомат, крупнейшие специалисты, представители предприятий, ответственные работники — все до единого ее отвергли... Дмитрий Федорович отпустил всех, а Кошкина спросил, что тому нужно, чтобы сделать образец линии... Когда же линия заработала, Д.Ф. Устинов снова собрал всех, кто был в прошлый раз. Кошкин доложил о результатах, Устинов спросил: "Ну и как теперь поступим, товарищи?" Другие разговоры пошли!..." **
В 1944 году было создано конструкторское бюро, начальником и главным конструктором которого был назначен Л.Н. Кошкин. Задачей КБ становится создание автоматических линий на основе роторных машин.
В статьях, опубликованных в 1949— 1953 годы, Л.Н. Кошкин впервые последовательно с диалектических позиций изложил свои взгляды на пути осуществления автоматизации и ее связь с уровнем развития техники и технологии.


* Пути развития техники в СССР 1917 — 1967 гг. / А.А. Кузин, Н.Н. Сгоскова, В.И. Чернышев, С.В. Шухардин. М.: Наука, 1967. 276 с.
** Нарком Устинов. - Советская Россия, 1 марта 1985 г.

Роторные машины