От роторной машины к автоматической линии

Страницы: 1 2 3

Разработав базовые конструкции технологических роторов и накопив достаточный опыт проектирования и эксплуатации однооперационных роторных машин, конструкторы пошли на "штурм" новой высоты — приступили к созданию автоматической роторной линии, объединявшей не одну, а несколько последовательных операций технологического процесса изготовления изделия.


Рис. 17. Типовая конструкция автоматической роторной линии: P1, …, Р6 — технологические роторы; Т1, …, Т6 — транспортные роторы

Технически задача казалась не такой уж и сложной: собрать на единой станине несколько технологических роторов, объединенных транспортными роторами в одну "цепочку" (рис. 17), и связать их общим приводом вращения через систему зубчатых колес. Однако объединение нескольких роторных машин различного технологического назначения потребовало творческого решения многих задач и прежде всего задачи межоперационного транспортирования и передачи предметов обработки между технологическими роторами.


Рис. 18. Фрагмент роторной линии для выполнения ряда однородных технологических операций

Дело в том, что даже в случае выполнения однородных по своему виду технологических операций, например нескольких последовательных вытяжек, высота траектории потока предметов обработки в линии изменяется от одного технологического ротора к другому (рис. 18). Предмет обработки 1, поступивший из технологического ротора Р1 по траектории потока Н1, передается транспортным ротором Т1 во второй технологический ротор Р2. После технологической обработки (вытяжки) предмет обработки оказывается перемещенным на новую (более высокую) траекторию потока Н2, по которой передается транспортным ротором Т2 в третий технологический ротор Р3. В данном случае задача межоперационной передачи решается двумя транспортными роторами, имеющими одинаковую конструкцию, но различную высоту траектории потока по захватным органам.

конструкция транспортного ротора
Рис. 19. Типовая конструкция транспортного ротора с подпружиненными захватными органами:
1 — регулировочное устройство; 2 - фиксатор; 3 - диск; 4 - предмет обработки; 5 -пружина; 6 - вал; 7 - зубчатое колесо; 8 -захватный орган; 9, 10 — губки

Типовая конструкция такого транспортного ротора показана на рис. 19. Здесь же показана схема передачи предметов обработки транспортным ротором от одного технологического ротора к другому. Транспортный ротор состоит из диска 3, в котором размещены захватные органы 8, подпружиненные в радиальном направлении. Величина радиального перемещения захватных органов 8 ограничивается фиксаторами 2. Диск 3 с захватными органами установлен на валу 6 и жестко связан с ним через регулировочное устройство 1, обеспечивающее угловую регулировку ротора для совпадения захватных органов транспортного ротора с рабочими позициями технологических роторов. Захватные органы снабжены подпружиненными губками 9 и 10 для удержания предметов обработки 4.
Процесс передачи предмета обработки и съема обработанного изделия происходит при совмещении захватного органа транспортного ротора с соответствующей рабочей позицией (инструментальным блоком) технологического ротора. Захватный орган, несущий в подпружиненных губках предмет обработки, входит в приемник инструментального блока; один из инструментов комплекта захватывает (фиксирует) предмет обработки (см. рис. 18) и при дальнейшем вращении роторов захватный орган выходит из приемника инструментального блока, преодолевая силу зажима губок. Аналогично этому, только в обратном порядке, осуществляется и процесс съема обработанного изделия.
Подобные транспортные роторы применимы при передаче предметов обработки между технологическими роторами с равным шаговым расстоянием между рабочими позициями. Если один из роторов имеет больший шаг, то необходим транспортный ротор, способный изменить шаговое расстояние между своими захватными органами. Конструкция такого ротора показана на рис. 20. Захватные органы 1 установлены в пазах вращающегося диска 6 и могут перемещаться в радиальном направлении. Сверху диска с захватными органами соосно с валом ротора установлен неподвижный диск 2 с плоским пазовым кулачком. По пазу кулачка обкатываются ролики 5 захватных органов 1. Неподвижный диск 2 зафиксирован от про ворота тягой 4, связанной со станиной линии. При синхронном вращении технологических и транспортных роторов захватные органы ротора совершают радиальные движения, изменяя величину вылета таким образом, что при приеме предметов обработки 3 из технологического ротора с малым шагом hp1 захватные органы имеют шаговое расстояние hp1 и транспортную скорость vтр1. При передаче предмета обработки в технологический ротор с большим шагом захватные органы увеличивают свои вылет таким образом, что их шаговое расстояние становится равным hпр2, а транспортная скорость vтр2.

транспортный ротор
Рис. 20. Транспортный ротор с изменением шага передачи предметов обработки

Роторные машины