Оборудование цехов и механизация производственных процессов

Механический цех судоремонтного предприятия обычно состоит из одного или нескольких станочных участков и слесарно-ремонтных специализированных участков. На участках механического цеха обычно начинается и заканчивается цикл обработки деталей и узлов, ремонт механизмов и агрегатов; сюда поступают все изделия, изготовляемые другими цехами для обеспечения ремонта судов. Оборудование располагают участками (токарный, фрезерный, сверловочный, шлифовальный и т. д.) или линиями — в соответствии с технологическим маршрутом, определяющим последовательность обработки деталей.

Судоремонтные участки располагают по принципу специализаций (участки ремонта двигателей внутреннего сгорания, паровых турбин, палубных механизмов и т. д.). В некоторых случаях такие участки выделяют в отдельные цехи.

В настоящее время на судоремонтных предприятиях осуществляется широкая механизация производственных процессов.

Механизацией называют такую стадию развития производства, при которой использование машин и механических приспособлений для выполнения различных технологических процессов заменяет ручной труд.

Механизация может быть частичной и полной. Частичная, или малая, механизация — это механизация какой-либо части технологического процесса, отдельных его операций. Значительная часть операций в этом случае остается немеханизированной и выполняется с затратой ручного труда. Полная, или комплексная, механизация — это механизация всех основных, вспомогательных, установочных и транспортных операций, которые выполняются по ходу технологического процесса при полном отсутствии ручного труда. Из-за специфики выполняемых работ полную механизацию судоремонта осуществить невозможно, однако современные средства механизации трудоемких работ, опыт судостроительных предприятий находят все большее применение и в судоремонте. Так, при слесарно-судоремонтных работах используют механические ножовки для резания профильного материала, механические напильники для опиловки деталей, электромашинки для механического завертывания и отвертывания крепежных деталей, приспособления для обработки уплотнительных поверхностей и для развертывания отверстий во фланцах валов валопровода, пневматические шлифовальные машинки для обработки поверхностей, механические подъемники для подъема деталей при ремонте машин и механизмов и др.

В корпусном цехе обработку деталей, входящих в состав корпуса судна, производят на определенных участках, причем оборудование устанавливают с учетом специализации и поточного движения материалов при обработке. На участке холодной обработки производят резку металла на пресс-ножницах или гильотинных ножницах, строгание кромок и фасок — на кромкострогальных станках, гибку листов — на гибочных вальцах или прессах. На участках горячей обработки в специальных прессах и штампах производят обработку листовой и профильной стали; нагрев изделий выполняют в нагревательных печах и горнах. Для ковки мелких деталей имеются кузнечные молоты.

Для выполнения корпусных работ применяют специализированную технологическую оснастку, используя различные стенды, кондукторы, кантователи, на которых осуществляют гнутье, пригонку, сборку и сварку изделий. Сборочные работы производят на специальных приспособлениях. При корпусосборочных работах применяют различный пневматический инструмент.

В трубопроводном цехе изготовляют и ремонтируют трубопроводы для судов. Цех включает ряд участков, расположенных в порядке технологического процесса изготовления труб: заготовительный, холодной и горячей гибки, сборки и пригонки, электро- и газовой сварки, станочной обработки, гидравлических испытаний, очистки и грунтовки, цинкования и изоляции. Часто цинкование, осуществляют в специальном цехе гальванических покрытий.

Каждый участок в зависимости от выполняемых работ имеет соответствующее механическое оборудование, нагревательные печи, ванны для очистки труб от коррозии и для нанесения покрытий, различное грузоподъемное оборудование. В настоящее время на ряде заводов созданы полуавтоматические поточные линии, на которых ряд операций по изготовлению труб выполняется различными механизмами без участия человека или только под его контролем.

На участке холодной и горячей гибки труб применяются как полуавтоматические гибочные станки, так и гибочные станки с программным управлением, позволяющим осуществлять гибку труб в различных плоскостях по заранее составленной программе без применения проверочных шаблонов. Нагрев труб, подлежащих горячей гибке, производят в этом случае не в нагревательных печах, а непосредственно на станке токами высокой частоты. При выполнении судовых трубопроводных работ большое распространение получили такие приспособления, как механические ножовки, напильники и другие механизированные инструменты.