Судовые энергетические установки

Общие сведения о судовой энергетической установке. Назначение и классификация судовых вспомогательных механизмов

Энергетической установкой называется совокупность механизмов, теплообменных аппаратов, устройств и трубопроводов, обеспечивающих движение судна и его вспомогательные нужды, включая создание соответствующих бытовых условий для судовой команды и пассажиров. Вспомогательные нужды судна складываются из потребностей во всех видах энергии для вспомогательных палубных механизмов и погрузочно-разгрузочных устройств, обеспечения отопления и освещения помещений, действия навигационных приборов, радиостанций и т. д.
Элементы судовой энергетической установки, обеспечивающие энергией судовые движители, называются главными, а все остальные — вспомогательными. Движителями называются устройства, обеспечивающие движение судна. Наиболее известным из движителей является гребной винт; реже применяются водометные, крыльчатые и другие движители.
Судовые энергетические установки, предусматривающие сжигание топлива в топках парогенераторов и использование образующегося пара в паровых поршневых машинах или паровых турбинах, называются паровыми. Если главная паровая установка состоит из нескольких турбин, работающих на одну зубчатую передачу, то такой комплекс называют главным турбозубчатым агрегатом (ГТЗА).
Установки, в которых топливо сжигается не в топках парогенераторов, а непосредственно в камере сгорания какого-либо двигателя, носят название тепловых. Тепловые двигатели могут быть поршневыми или газотурбинными. На судах из поршневых двигателей чаще всего применяют двигатели внутреннего сгорания с самовоспламенением топлива — дизели. Установки с дизелями называются дизельными установками (ДУ), а с газовыми турбинами — газотурбинными установками (ГТУ). Если паровая турбина или двигатель внутреннего сгорания приводит в движение электрический генератор, энергия которого передается на гребной электродвигатель, обеспечивающий вращение валопровода, то такая установка является комбинированной и называется соответственно турбоэлектрической или дизель-электрической.
Установки, в которых используется теплота, выделяющаяся в ядерных (атомных) реакторах, называют ядерными энергетическими установками (ЯЭУ). Часть ядерной энергетической установки, вырабатывающую пар, необходимый для работы паровых турбин, называют паропроизводящей установкой (ППУ).
В установках с газовыми турбинами часть энергетической установки, используемую для нагрева газа, называют газонагревающей установкой (ГНУ).
В настоящее время принято называть все механизмы, входящие в состав установок судна, судовыми техническими средствами.
Судовые вспомогательные механизмы предназначены для обеспечения работы главной энергетической установки судна, его устройств, систем и установленного на судне специального или технологического оборудования (как, например, на рыбоконсервных или рыбомучных базах, судах-рефрижераторах и др.).
Судовые вспомогательные механизмы различаются по следующим признакам:
по назначению — обеспечивающие работу главных двигателей, все общесудовые нужды и выполнение судном его специфического назначения;
по расположению — палубные и внутрикорпусные;
по роду использования энергии — работающие с использованием тепловой, механической или электрической энергии.
Каждый вспомогательный механизм (за исключением теплообменных аппаратов) независимо от назначения состоит из исполнительной части и двигателя, приводящего ее в движение.
Работа каждого из вспомогательных механизмов влияет на общие эксплуатационно-технические показатели судна, поэтому вспомогательные механизмы имеют большое значение для работы всей энергетической установки.
К современным судовым вспомогательным механизмам предъявляются следующие требования: высокая надежность работы при любых условиях плавания (при крене, дифференте и т. п.); высокая экономичность; небольшие масса и габариты; унификация деталей и узлов; безотказная работа на всех эксплуатационных режимах; удобство эксплуатации и обслуживания; возможность автоматизации.


Слесарь-судоремонтник