Смазка и устройства для смазки

Общие сведения о назначении смазки и смазочных материалах

Смазка предназначена для обеспечения жидкостного трения между трущимися деталями, для охлаждения этих деталей, выноса продуктов трения из зазора между деталями и для уменьшения их коррозии под воздействием влаги и кислорода воздуха. Между трущимися поверхностями всегда предусматривают масляный зазор, в который подается смазочное масло. Оно создает между трущимися поверхностями масляный слой, который препятствует непосредственному соприкосновению этих поверхностей, т. е. сухому трению.

При наличии смазки сухое трение соприкасающихся поверхностей заменяется трением масляных слоев, прилипших к поверхностям деталей и движущихся вместе с ними. Кроме того, согласно гидродинамической теории смазки, между трущимися поверхностями при определенной скорости их взаимного перемещения образуется масляный клин, разделяющий эти поверхности. Благодаря давлению, возникающему в масляном клине, вращающийся вал «всплывает» в подшипнике, и разделяющий детали масляный слой делается устойчивым. Образованию масляного клина способствует не только определенная частота вращения вала, но и такая физико-химическая характеристика смазочного масла, как вязкость. Отсутствие смазки или недостаточная смазка трущихся поверхностей приводит к потере энергии работающего механизма и нагреву его деталей, что может повлечь за собой их заклинивание, поломку и пр.

Смазочные материалы могут быть жидкими, консистентными, твердыми и газообразными.

Жидкие смазки являются основными смазочными материалами. Их легко подводить к месту смазки, они эффективно охлаждают детали. Жидкие смазки бывают органические и минеральные. Органические смазки на судах применяются крайне редко — лишь для смазки некоторых контрольно-измерительных приборов.

Все используемые на судах минеральные масла являются продуктами перегонки нефти. В настоящее время известно примерно 50 сортов и марок смазочных масел. Вода в качестве смазочного материала применяется для смазки подшипников из дерева, резины и некоторых пластмасс (например, в дейдвудных подшипниках гребных валов).

Консистентные смазки (мази) изготовляют путем загущения минеральных масел мылами. К ним относятся солидолы, консталины и др.

Твердые смазочные материалы — графит и др.— применяются в механизмах и агрегатах, где по условиям эксплуатации нельзя использовать жидкие или консистентные смазки.

Воздушную и газовую смазки применяют в малонагруженных подшипниках при очень большой угловой скорости перемещения сопрягаемых деталей. В элементах судовых энергетических установок такие смазки не используют.

Для улучшения качества смазочных масел к ним добавляют различные химические вещества, называемые присадками. Присадки должны обеспечивать постоянство вязкости масла при изменениях его температуры, предохранять масло от окисления, уменьшать коррозию трущихся деталей, снижать вспенивание масел, предупреждать загрязнение деталей, смывать с них нагар и т. д. Все присадки хорошо растворяются в масле и отличаются стойкостью при длительном хранении. Количество присадок в масле может составлять от 0,5 до 15%.

Отработавшее масло очищается в особых регенерационных установках и с добавлением свежего масла может быть использовано вновь. Сбор отработавшего масла и отправка его на регенерацию являются непременным условием правильной эксплуатации СЭУ.