Расположение главной энергетической установки и вспомогательных механизмов на судне
Одним из основных условий, обеспечивающих живучесть судна, является правильное расположение составных элементов СЭУ. Под живучестью судна понимают его способность оставаться на плаву, сохранять мореходные качества и выполнять функции, соответствующие его назначению, при повреждениях корпуса и затоплении части помещений.
Расположение главной паровой энергетической установки определяется в основном назначением судна. На транспортных судах ее обычно размещают в середине судна: ближе к корме — машинное отделение, ближе к носу — котельное отделение. Между отделениями устанавливают поперечные водонепроницаемые переборки. На танкерах и лесовозах главную энергетическую установку располагают в кормовой части судна. На судах небольшого водоизмещения главные парогенераторы и главные двигатели устанавливают в одном общем отсеке — машинно-котельном отделении (МКО). На судах с двигателями внутреннего сгорания машинное отделение обычно состоит из одного помещения, расположенного, как правило, в кормовой части судна. На больших океанских судах — лайнерах может быть несколько машинных отделений.
Турбоэлектрическую установку обычно размещают в трех машинных отделениях: в одном из них находится котлоагрегат, в другом — паровые турбины и приводимые ими электрические генераторы; эти два отделения находятся в середине или в кормовой части судна рядом, а третье отделение с гребными электродвигателями располагается в кормовой части судна.
Дизель-электрическую установку размещают обычно в двух отделениях: первое расположено в середине, а второе в корме судна. В некоторых случаях все дизель-генераторы судовой электростанции устанавливают в отдельном помещении.
В каждом машинном отделении кроме главных двигателей или котлоагрегатов размещают необходимые вспомогательные механизмы. Для повышения живучести судна число основных вспомогательных механизмов удваивают (дублируют), а некоторые из них устанавливают как запасные.
Кроме механизмов, обслуживающих главные двигатели, в машинном отделении располагают также механизмы общесудового назначения: пожарные, трюмные, балластные, нефтеперекачивающие насосы, сепараторы масла и топлива, насосы питьевой, мытьевой и санитарной воды, вспомогательные парогенераторы, турбогенераторы, испарители, опреснители и др.
Некоторые механизмы общесудового назначения иногда располагают вне машинных отделений. Например, утилизационные парогенераторы вместе с обслуживающими их механизмами,
вспомогательные и аварийные дизель-генераторы могут быть установлены на верхней палубе в специальных помещениях, а грузовые насосы танкеров — в насосном отделении. Котельные турбо- и электровентиляторы устанавливают обычно в надстройках над котельными отделениями. Палубные механизмы — рулевые машины, шпили, брашпили, лебедки, грузовые краны и другие механизмы, входящие в состав таких устройств, как рулевое, якорное, грузовое, шлюпочное, буксирное, швартовное и др., располагаются на верхней палубе судна или в специально отведенных помещениях над верхней палубой.
Вопросы для повторения
1. Расскажите о назначении судовой энергетической установки.
2. По каким признакам разделяются судовые вспомогательные механизмы?
3. Как располагаются элементы главной энергетической установки на судне?
4. Как располагаются вспомогательные механизмы на судне?