Ремонт арматуры судовых парогенераторов

От исправности арматуры парогенератора во многом зависит надежность всей парогенераторной установки судна. В повседневном обслуживании парогенератора и всех видах ремонта значительный объем работ составляет арматура.

При современном уровне производства вместо того чтобы ремонтировать массовую стандартную арматуру, зачастую проще и дешевле бывает заменить ее новой. Однако замена крупной нестандартной арматуры не всегда целесообразна, поэтому при наличии устранимых дефектов ее ремонтируют. Перед снятием арматуры с парогенератора маркируют ее и наносят риски, фиксирующие ее положение на месте установки. Предварительно снимают приводы к арматуре. Перед разборкой промывают арматуру в моющем растворе, затем обдувают сжатым воздухом и приступают к разборке и дефектации. По окончании дефектации детали, годные и подлежащие ремонту, покомплектно укладывают на стеллажи, а негодные сдают в лом.

К основным видам износа и повреждений арматуры клапанного типа относят следующие:
—     коррозийный износ уплотнительных поверхностей тарелки и седла клапана;
—     механические повреждения уплотнительных поверхностей тарелки и седла клапана, вызванные попаданием посторонних тел или образованием наработков в результате многократных ударов клапана о седло во время работы;
—     ослабление посадки седла клапана в корпусе;
—     появление трещин в корпусе и крышке клапана;
—     пористость материала корпуса и крышки клапана;
—     коррозийные разъедания плоскостей фланцев клапана;
—     разработка сальниковой грундбуксы и повреждение сальникового уплотнения;
—     коррозийные разъедания штока клапана, смятие квадрата штока в месте установки маховика и отрыв хвостовика штока;
—     потеря упругости пружины клапана.

При незначительных износах (0,5—0,8 мм) уплотнительных поверхностей клапанов и седел протачивают их на станке, после чего производят притирку сопрягаемой пары. При ослаблении седла клапана заменяют его, для чего специальным приспособлением  — съемником (рис. 149) выпрессовывают из корпуса. Съемник имеет два подвижных рычага 2 с отогнутыми лапами для захвата выпрессовываемого гнезда; вторым концом рычаги шарнирно соединены с поперечиной. При ввертывании рукояткой 1 винта 5 он будет упираться в планку 4, уложенную на торец корпуса клапана, и создавать усилия для выпрессовки седла 3 клапана. Если седло клапана закреплено на резьбе, его вывертывают или вырезают на станке, новое гнездо устанавливают на место и окончательно обрабатывают уплотни-тельную поверхность. Шток клапана обычно заменяют новым. Неисправные крепежные шпильки арматуры вывертывают и заменяют новыми. Дефекты резьбы в отверстиях корпуса устраняют так: рассверливают отверстие на больший диаметр, заваривают, а затем сверлят новое отверстие. Разрешается рассверливать отверстие с дефектной резьбой на ближайший больший размер, нарезать резьбу и устанавливать ступенчатую шпильку, хвостовик которой имеет диаметр новой резьбы, а стержень шпильки — прежний размер.


Рис. 149. Приспособление для выпрессовки гнезд клапанов.

Характер и методы ремонта тарелок клапанов определяются их конструкцией. В тех случаях, когда уплотняющее кольцо тарелки имеет на плоскости уплотнения царапины или забоины, но плотность запрессовки кольца не нарушена, уплотнительную плоскость протачивают (после проточки высота кольца должна быть не менее 1,5—2,0 мм), а затем притирают по уплотнительному кольцу седла корпуса клапана. Бронзовые или латунные тарелки (без уплотнительных колец), имеющие подобные дефекты, также подлежат проточке с последующей притиркой.

Бронзовые тарелки с направляющими ребрами могут иметь забоины на ребрах и износ; конусная поверхность уплотнительного пояска также может быть значительно изношена. Восстановление такой тарелки производят наплавкой дефектных мест с последующей проточкой и притиркой. Тарелки со значительными дефектами заменяют.

Механические повреждения и разъедания фланцев арматуры устраняют проточкой, трещины в корпусе и крышке заваривают с последующим испытанием гидравликой на прочность.

Пористость материала корпуса и крышки устраняют путем бакелитизации. Для этого под давлением в герметически закрытый корпус с крышкой подают жидкий бакелит. Через некоторое время бакелит удаляют, а корпус и крышку высушивают в электропечи и проверяют гидравликой.

Перед сборкой клапанов после устранения дефектов производят притирку уплотнительных поверхностей тарелки и гнезда на притирочных станках, а затем сборку и испытание. Для проточки притирочных поверхностей гнезд клапанов, имеющих дефекты в виде задиров и забоин, применяют специальные приспособления, позволяющие выполнять эту работу непосредственно на месте установки клапана.

Одно из таких приспособлений показано на рис. 150. Принцип его работы заключается в следующем: на верхнем фланце корпуса арматуры крепится кулачковый патрон 2, в который устанавливают приспособление для проточки притирочной поверхности. Приспособление состоит из корпуса 4 и шпинделя 6 для установки торцевой фрезы 9. Фрезу крепят гайкой 8, а шпиндель — стопорным болтом 5. Вращением корпуса 4 подают фрезу до соприкосновения с притирочной поверхностью гнезда клапана, после чего корпус стопорят гайкой 3. Обрабатывают притирочную поверхность, вращая рукоятку 7. Этим же приспособлением можно протачивать уплотнительные поверхности наварышей парогенератора.


Рис. 150. Приспособление для проточки гнезд клапанов.

При ремонте пробковых кранов могут иметь место следующие дефекты: кольцевые наработки на поверхностях гнезда и пробки; задиры на поверхностях гнезда и пробки вследствие попадания на них механических частиц; проседание пробки в корпусе крана из-за большой выработки гнезда корпуса или пробки; нарушение сальникового уплотнения из-за большой разработки грундбуксы и сальниковой нажимной втулки; повреждения и разъедания металла на плоскостях фланцев и трещины в корпусе крана.

Для устранения дефектов на поверхностях уплотнения бронзовых корпусов и пробки корпус крана растачивают, а затем, если натяг на пробке не может привести к ее провалу в корпус, протачивают также и пробку. Если это не даст результата, пробку наплавляют и протачивают по корпусу либо изготовляют новую пробку; у чугунного крана в таких случаях пробку заменяют новой.

Ремонт корпуса любого крана аналогичен ремонту корпуса и ремонту клапана. Устранив дефекты, производят пригонку сопрягаемых пар, сборку крана и испытание.

Ремонт дискового крана несколько сложнее. Обычно протачивают присоединительные поверхности корпуса, крышки и фланца корпуса, а также притирочные поверхности корпуса, крышки и шайбы, после чего эти поверхности шабрят и притирают. Заменив пружину, собирают кран, проверяют легкость его вращения и испытывают на плотность.

Краны водоуказательных приборов ремонтируют, как обычные пробковые краны. Возможную деформацию оправ для призматических стекол устраняют путем шабрения поверхностей прилегания стекол, причем проверочной плитой часто служит само призматическое стекло. При сборке водоуказательного прибора с плоским или призматическим стеклом необходимо соблюдать последовательность затяжки болтов, так как иначе возможны перекос и повреждение стекла. Для окончательной затяжки болтов приборы прогревают. После сборки производят гидравлическое испытание на плотность. Обычно ремонт арматуры выполняют в специализированном цехе судоремонтного предприятия или на специализированном участке механоремонтного цеха.

К отремонтированной арматуре предъявляются определенные требования. Перед сборкой корпус и крышку арматуры испытывают гидравлическим давлением на прочность, а собранную арматуру проверяют на плотность. Поверхности установочных фланцев должны иметь требуемую степень шероховатости.

Открытие и закрытие арматуры должно быть плавным, без рывков и особых усилий.

При установке на парогенератор арматура отверстиями во фланце должна свободно находить на шпильки наварышей; не разрешается распиловка отверстий во фланцах арматуры, если эти отверстия не совпадают со шпильками; не разрешается также подгибать шпильки по отверстиям во фланцах арматуры. Необходимо правильно изготовлять прокладки для арматуры.

Внутренний диаметр отверстия прокладки должен несколько превышать внутренний диаметр фланца арматуры, а наружный диаметр не должен превышать диаметра фланца арматуры.

Вопросы для повторения
1.     В чем заключается разница в условиях работы прямых и U-образных труб?

2.     Перечислите дефекты клапанной арматуры.

3.     Как осуществляется ремонт клапанной арматуры?

4.     Какие приспособления применяют при выпрессовке гнезд клапанов и обработке их на судне?

5.     Перечислите дефекты крановой арматуры.

6.     Как ремонтируют крановую арматуру?

7.     Как ремонтируют водомерные приборы?

8.     Какие требования предъявляют к отремонтированной арматуре?