Ремонт поршневых и скальчатых насосов

Разборку паровых поршневых прямодействующих насосов, как правило, производят в следующем порядке. Удаляют сальниковую набивку паровых и водяных цилиндров, а также золотниковой коробки. Снимают крышку золотниковой коробки и разбирают золотниковый привод с рычагами, отсоединяя золотниковые штоки, золотники и кронштейн. Вскрывают крышки цилиндров и, вывернув поршневые штоки из соединительной муфты, вынимают из цилиндров паровые и водяные штоки вместе с поршнями, которые затем отсоединяют от штоков. Вскрыв клапанную коробку, разбирают приемные и отливные клапаны.

К основным видам повреждений указанных насосов относятся: неравномерный износ паровых и гидравлических цилиндров (эллиптичность, конусность, бочкообразность), а также втулок золотников (при цилиндрических золотниках); риски и задиры на рабочей поверхности, наработки, износ и повреждения золотниковых зеркал и золотников (при плоских золотниках); износ и погнутость золотниковых штоков; износ канавок для поршневых колец на поршнях; износ, риски и задиры на наружной поверхности поршневых колец; износ рабочей поверхности поршневых штоков, появление на них продольных рисок и задиров.

Дефекты паровых и водяных цилиндров устраняют проточкой и шлифованием; так же устраняют эти дефекты в золотниковой втулке. При наличии в цилиндрах вставных втулок заменяют их новыми при уменьшении толщины стенки на 15%. В случае ослабления посадки гнезд клапанов в клапанной коробке их заменяют новыми либо протачивают, наплавляют и вновь протачивают уплотнительные поверхности седел и клапанов, затем шабрят и притирают их. Поршневые штоки при наличии дефектов протачивают и шлифуют; допускается уменьшение диаметра до 3% чертежного. Изгиб штоков устраняют правкой. При значительных дефектах поршневые штоки заменяют новыми. Дефекты канавок для поршневых колец в поршнях исправляют проточкой с последующим изготовлением новых поршневых колец. Золотниковое зеркало, имеющее наработки, риски и задиры, обрабатывают механическим способом, а затем шабрят. Рабочую поверхность плоских золотников пришабривают. Золотниковые штоки ремонтируют теми же способами, что и штоки поршней. Дефекты деталей золотникового привода устраняют путем замены втулок и штырей с взаимной их пригонкой.

Для проверки соосности паровых и водяных цилиндров вдоль каждой пары цилиндров протягивают по стальной струне, устанавливая струну так, чтобы она располагалась в центре грундбуксы парового цилиндра и в центре водяного цилиндра (проверка и установка струны производятся по нерабочим частям цилиндров). С помощью микроштихмаса в ряде сечений по высоте (верх, середина, низ) в двух взаимно перпендикулярных направлениях (нос, корма, левый и правый борта) замеряют радиусы (расстояния) от струны до рабочей поверхности цилиндра. Если эти размеры равны, это значит, что соосность соблюдена, в противном случае центруют цилиндры, обеспечивая их соосность (расхождение не должно превышать 0,1 мм).

Одновременно по конусам паровых и водяных штоков пришабривают ц притирают конусные поверхности поршней, собирают их со штоками, по пазам поршней и по цилиндрам пригоняют поршневые кольца. В днища паровых цилиндров и крышки водяных цилиндров запрессовывают грундбуксы. Собранные с поршнями штоки (без поршневых колец) заводят в цилиндры и соединяют с муфтами, протаскивают вдоль цилиндров и проверяют зазоры между поршнем и цилиндром и в грундбуксах; при необходимости грундбуксы пришабривают. Затем поршневые штоки отсоединяют от муфты, вынимают из цилиндров, устанавливают на поршин поршневые кольца и вновь собирают штоки.

Установив кронштейн золотникового привода, закрепляют рычаги и золотники, собирают золотниковые штоки, тяги золотниковых штоков и полностью собирают узел. В процессе сборки деталей производят их взаимную пригонку. Притерев по гнездам приемные и отливные клапаны, устанавливают клапаны с пружинами на место и закрывают клапанную коробку крышкой.

Ответственной работой является проверка и регулировка парораспределителя. Ее выполняют в следующем порядке. Поршень правого цилиндра устанавливают в среднее положение, для чего поршень со штоком перемещают вверх до упора в крышку и на штоке против кромки нажимного сальника ставят риску. Затем поршень перемещают вниз до упора в днище и наносят на нем вторую риску — против нижней кромки нажимного сальника. Полученное расстояние делят пополам и среднюю риску совмещают с нижней кромкой нажимного сальника; это и будет среднее положение поршня. Золотник левого цилиндра устанавливают в среднее положение, при котором все выпускные пролеты золотниковой коробки должны быть перекрыты золотником. Проверка и установка второго золотника осуществляется аналогично описанному. Установив парораспределение, монтируют арматуру. Собранный насос испытывают на стенде.

Снятый с места скальчатый навешенный насос подетально разбирают в цехе в следующем порядке. Разбирают сальниковое устройство, снимают нажимную втулку и вынимают из цилиндра скальчатый поршень. Затем снимают крышки клапанной коробки и разбирают всасывающие и нагнетательные клапаны.

Дефекты скальчатого плунжера в виде износа, рисок, задиров и наработков устраняют проточкой и шлифованием. Грунд-буксу цилиндра и втулку нажимного сальника обычно заменяют новыми. У всасывающих и нагнетательных клапанов протачивают уплотнительные поверхности с притиркой по гнездам клапанной коробки. Сборка скальчатого насоса заключается в сборке клапанной коробки с установкой всасывающих и нагнетательных клапанов, запрессовке в цилиндр грундбуксы, установке скальчатого поршня в цилиндр и сборке сальникового устройства. Завершающей работой является установка насоса на место и испытание.

Разборку ручного поршневого насоса выполняют следующим образом. Разбирают сальниковые уплотнения и снимают вильчатое колено с рукояткой, отсоединяют от корпуса клапанные коробки, снимают с них крышки и разбирают всасывающие и нагнетательные клапаны. Вынув из цилиндра поршень, снимают с него поршневые кольца. Дефекты цилиндра в виде износа, наработков, рисок и задиров устраняют проточкой и шлифованием; при значительных дефектах цилиндр заменяют новым. В клапанных коробках протачивают гнезда для приемных и нагнетательных клапанов; в клапанах протачивают уплотни-тельные поверхности, а в поршне — канавки для поршневых колец. Поршневые кольца заменяют новыми.

Сборку выполняют в такой последовательности: пригнав поршневые кольца по пазам поршня, устанавливают поршень на место; устанавливают и собирают с поршнем вильчатое колено с рукояткой. Клапанные коробки с пришабренными и притертыми всасывающими и нагнетательными клапанами собирают в корпус на прокладках. Установив сальниковую набивку, испытывают насос в действии.