Ремонт ротационных насосов

Большая часть ротационных насосов имеет такие однотипные детали, как корпуса, крышки корпусов, валы, вкладыши и др., ремонт которых целесообразно выполнять по типовой технологии. В общем случае разборка этих насосов выполняется в следующем порядке. Спрессовывают с валов шестерни, передающие вращение ведомому валу, разбирают сальниковое уплотнение, снимают крышку корпуса и вынимают роторы кулачковых водокольцевых насосов, шестерни шестеренных насосов, червяки винтовых насосов, барабаны пластинчатых насосов. Затем из крышки корпуса выпрессовывают вкладыши или втулки и подшипники качения, если они предусмотрены конструкцией. При наличии редуктора (например, у шестеренного насоса) разборку начинают с редуктора.

Основными дефектами корпусов этой группы насосов являются износы внутренней поверхности, риски и задиры на ней, пропуски перекачиваемой жидкости по разъему корпуса, крышки и других соединений.

В зависимости от конструкции насоса могут применяться различные способы устранения дефектов, например наплавка внутренней поверхности антифрикционным сплавом или бронзой, после чего корпус растачивают. Применяется также расточка внутренней поверхности корпуса (без наплавки) на больший размер (у шестеренного насоса) с последующим изготовлением новых шестерен.

При ремонте вала насоса устраняют путем проточки износ рабочих шеек, риски и задиры, наработки. Уменьшение диаметра шеек допускается не более 3%. Изгиб вала устраняют правкой. Смятие кромок шпоночного паза устраняют фрезерованием его на больший размер по ширине с установкой новой шпонки; применяется также наплавка кромок шпоночного паза с последующей обработкой на чертежный размер.

Если вал насоса изготовлен как одно целое с фланцем, то отверстия во фланце для соединительных болтов могут иметь эллиптичность. Этот дефект устраняют развертыванием отверстий на больший размер и установкой новых соединительных болтов либо наплавкой отверстия с последующим рассверливанием и окончательной обработкой развертыванием.

При наличии дефектов кулачков у кулачковых насосов в виде износа, задиров, рисок и др. их устраняют путем обработки поверхностей опиловкой либо наплавкой с последующей обработкой.

При износе и деформации пластин насосов производят замену пластин.

Дефектами шестерен шестеренных насосов могут быть трещины, выкрашивание зубьев, уменьшение их толщины, наработки и забоины на поверхности зубьев. Шестерни, имеющие трещины, выкрашивание или чрезмерно изношенные зубья, заменяют новыми. Наработки, забоины и неглубокие задиры на поверхности зубьев шестерен устраняют шлифованием или шабрением. Уменьшение толщины зуба шестерни допускается до 10%.

При ремонте винтовых насосов обычно устраняют механические повреждения на профильных рабочих поверхностях винтов, выполняют правку винтов, восстановление элементов зацепления профильных поверхностей и чистоты этих поверхностей, а также ремонт упорного подшипника ведущего винта, подшипниковых узлов и упорных поверхностей ведущего и ведовых винтов. Механические повреждения в виде неглубоких рисок и царапин можно устранить шлифованием. При износе профильной части на глубину не более 0,15 мм восстанавливают ее хромированием. Погнутые винты со стрелкой прогиба не более 0,1 мм подвергают механической правке и шлифованию. Контакт в зацеплении восстанавливают путем обкатки на специальном станке. Дефекты рабочих шеек винтов (износ, риски и задиры) устраняют проточкой и шлифованием. Ремонт вкладышей, залитых баббитом, при незначительных дефектах заключается в местной наплавке и последующей ручной зачистке; при значительном износе, отслаивании и растрескивании баббита вкладыши перезаливают и растачивают.

Последовательность сборки насосов зависит от их конструкции. В общем случае ее выполняют следующим образом. На валы роторов напрессовывают предусмотренные конструкцией детали. В корпус и крышку насоса запрессовывают вкладыши (втулки), рабочие поверхности которых пришабривают по шейкам валов роторов. При наличии шариковых или роликовых подшипников напрессовывают их на валы. Собранный ротор устанавливают в корпус. При этом у винтовых насосов необходимо обеспечить правильное взаимное положение роторов и контакт сопрягаемых деталей. После этого окончательно собирают крышку с корпусом насоса.

Для ремонта насоса переменной производительности, отсоединив от насоса электродвигатель, разбирают насос в следующем порядке. Отсоединяют шестеренный насос, обеспечивающий смазку трущихся частей насоса переменной производительности. Затем разбирают шарнирные соединения приводного рычага с кольцом и снимают его. Поднимают торцевую крышку станины насоса, вынимают ротор и разбирают его. У этих насосов наибольшему износу подвержены плунжеры (поршни), цилиндры и ползуны. Обычно отверстия в цилиндрах растачивают для устранения износа, рисок и задиров на рабочих поверхностях с последующим изготовлением новых плунжеров. Иногда плунжер, имеющий незначительный износ, риски и задиры на рабочей поверхности, восстанавливают путем хромирования с последующим шлифованием по наружной поверхности и притиркой специальными притирами; каждый плунжер должен быть притерт по соответствующему цилиндру. Износ ползунов и другие дефекты на их рабочих поверхностях устраняют наплавкой и обработкой; если рабочие поверхности залиты баббитом, то ползуны перезаливают и обрабатывают. Как правило, заменяют роликовые подшипники. Внутреннюю рабочую поверхность кольца протачивают.

Сборку насоса начинают со сборки ротора, который после этого устанавливают в кольцо и в станину насоса. Затем устанавливают крышки, детали привода и другие детали. Дальнейшие работы заключаются в присоединении к насосу электродвигателя с центровкой его по насосу и испытании.