Внутрисудовая механизация погрузочно-разгрузочных работ
Выбор того или иного типа судовой механизации зависит от назначения судна, характера грузоперевозок и района плавания.
Как уже указывалось, транспортирующие механизмы составляют особую группу механизмов, обеспечивающих внутрисудовые погрузочно-разгрузочные работы по доставке грузов из трюма на главную палубу или с палубы в трюм.
Рассмотрим некоторые механизмы этой группы.
Ленточные конвейеры — машины непрерывного действия, предназначенные для перемещения сыпучих, кусковых и относительно легких штучных грузов в горизонтальном положении или под небольшим углом к горизонту. Принцип действия ленточного конвейера — перемещение груза на ленте, относительно которой груз неподвижен. Лента, перемещаясь с грузом, доставляет его в нужное место.
Достаточно совершенными средствами трюмной механизации считаются грузовые платформы и выдвижные конвейеры.
Грузовые платформы устроены так, что они могут перемещаться по наклонным направляющим трюмной лестницы, оставаясь все время в горизонтальном положении, причем когда одна платформа находится внизу, вторая будет наверху. Грузовые платформы приводятся в действие лебедкой, с которой они соединены через блоки двумя концами стального каната. Конструкция грузовых платформ некоторых новых судов принципиально отличается от описанных. Платформы имеют большую рабочую площадь, значительную грузоподъемность — до 25 тс (250 кН), способны поднимать расположенный на них груз с уровня одной палубы до уровня другой и оборудованы гидравлическими механизмами подъема и опускания груза. Управление этими платформами полностью автоматизировано.
Выдвижной конвейер имеет рабочее полотно, состоящее из двух бесконечных цепей и связывающих их поперечин. Некоторые поперечины имеют выступающие части (упоры), благодаря которым груз при выгрузке захватывается конвейером и удерживается от скольжения вниз по полотну. Привод конвейера осуществляется от электродвигателя.
Эффективными средствами трюмной механизации являются передвижные транспортеры, которые с помощью имеющихся на их раме роликов можно перемещать в нужное место. Современные суда оборудуются также грузовыми электрическими лифтами, обеспечивающими доставку грузов из трюмов на палубу судна.
Для перемещения грузов внутри закрытых трюмов и в палубных помещениях применяют электротельферы, движущиеся по подвешенному монорельсу. Иногда монорельсы делают откидными, поворачиваемыми на борт судна, что облегчает перемещение груза.
Вопросы для повторения
1. Как подразделяются судовые подъемные и транспортирующие механизмы?
2. Как устроена и как работает электрическая лебедка грузового устройства?
3. Как устроены и как работают краны?
4. Расскажите о механизмах, обеспечивающих внутрисудовую механизацию погрузочно-разгрузочных работ.