Методы выполнения монтажных работ

При монтаже строительных конструкций необходимо обеспечить устойчивость, неизменяемость и прочность смонтированных конструкций и всего здания в целом, технически грамотное производство работ в максимально сжатые сроки, безопасность их выполнения и наиболее полное использование монтажных механизмов и машин. Используются следующие методы монтажа зданий: раздельный, комплексный и раздельно-комплексный метод.

При раздельном методе монтаж конструкций производится в несколько заходов крана, который передвигается вдоль здания. В первый заход устанавливают все сборные фундаменты, во второй заход монтируют все колонны, в третий — прогоны или балки перекрытия и т. д. При раздельном методе обеспечивается ритмичность работы монтажного механизма (крана), поднимающего при каждой проходке однотипные элементы с помощью одних и тех же строп или траверс, а также упрощается выверка установленных однотипных элементов. Раздельный метод нецелесообразно применять при монтаже зданий большой протяженности, так как до окончания монтажа всех элементов невозможно приступить к выполнению других общестроительных или специальных работ.

При комплексном методе все виды сборных конструкций каркаса здания устанавливают комплексно по ячейкам. С каждой позиции (стоянки) крана в пределах его радиуса действия устанавливают все сборные элементы данной ячейки. После монтажа сборных элементов всех типов с первой стоянки кран перемещается на вторую, с которой монтирует все сборные элементы следующей ячейки, и так далее. При комплексном методе монтажа сборных конструкций представляется   возможность, по мере передвижения крана вдоль здания, приступать к выполнению других видов работ на смонтированной ячейке, что способствует сокращению срока возведения здания.

Раздельно-комплексный метод монтажа сборных конструкций наиболее широко применим в строительстве. При этом методе кран за каждую проходку монтирует по два вида конструкций. Например, сначала устанавливают фундаменты и колонны, а затем балки и плиты покрытия. В раздельно-комплексном методе сочетаются положительные качества раздельного и комплексного метода: значительно лучше используются подъемные механизмы по грузоподъемности, упрощается монтаж конструкций.

Монтажные работы обычно выполняет комплексная бригада, в состав которой входят машинист подъемного механизма, такелажники, сварщики, бетонщики (для заделки стыков в сборных железобетонных конструкциях) и рабочие по перестановке кондукторов, подмостей и других приспособлений.

При значительной длине здания его разбивают на несколько монтажных участков, чтобы по окончании монтажа на одном участке можно было сразу приступить на этом участке к выполнению других строительных работ (например, санитарно-технических, отделочных и т. п.). Для сокращения длительности монтажа здания в пределах одного монтажного участка обычно выделяют две захватки: на одной производится установка и выверка элементов, на другой — окончательное закрепление конструкций.

При монтажных работах для установки сборных элементов в проектное положение применяются строительные краны. Тип крана выбирают в зависимости от веса монтируемых элементов, высоты и конфигурации здания, а также учитывают наличие дорог, расположение складов и другие факторы. Кран является ведущей машиной при монтаже, поэтому другие механизмы (для транспортировки, погрузки — разгрузки и т. п.) подбирают в соответствии с производительностью крана таким образом, чтобы была обеспечена комплексная механизация всех процессов.

Наиболее широкое применение в строительстве зданий получили самоходные стреловые и башенные краны.

Самоходные стреловые краны выпускаются на железнодорожном, гусеничном, автомобильном и на пневмоколесном ходу грузоподъемностью от 2 до 75 т. Длина стрелы бывает от 6,5 до 45 м, причем конструкция крана позволяет изменять вылет стрелы.

Самоходные стреловые краны выпускают со сменным оборудованием, которое позволяет использовать их не только при монтажных, но и при других видах работ — земляных, погрузочно-разгрузочных, свайных. Достоинством таких кранов является их большая подвижность. При перемещении с одной строительной площадки на другую не требуется их демонтаж.

Башенные краны применяются чаще всего при возведении зданий большой высоты, а также прямоугольных в плане зданий большой протяженности. Для строительства кирпичных, крупноблочных и крупнопанельных гражданских зданий применяются башенные краны грузоподъемностью от 1 до 5 т с вылетом стрелы до 30 м. На многих стройках применяют, например, кран КБ-100, вылет стрелы которого 20 м, грузоподъемность 5 т и грузовой момент 100 тм.

В настоящее время промышленность выпускает краны с применением однотипных механизмов и узлов (башенные краны унифицированного ряда), что облегчает ремонт и эксплуатацию их. Большинство типов башенных кранов устанавливают на рельсовые подкрановые пути, уложенные рядом со строящимся зданием. Для сокращения трудоемкости и стоимости монтажа и демонтажа кранов созданы и самоходные башенные краны на гусеничном или на пневмоколесном ходу грузоподъемностью до 5 т. Для таких кранов не требуется устройство подкрановых путей. Перевозка их с объекта на объект осуществляется без разборки.