Лодки для паруса

Набор корпуса швертбота состоит в основном из продольных связей: киля, форштевня, скуловых стрингеров, привальных брусьев и карленгсов. Поперечный набор составляют шпангоуты и транец. Швертовый колодец в носовой части крепится к бимсу. Корпус обшивается фанерой толщиной на днище 6 мм, на бортах — 5 мм и на палубе — 4 мм. Форштевень и транец крепятся к килю при помощи книц на болтах. Соединение транца с бортами усилено кормовыми подпалубными кницами. Места крепления уключин и уток также усилены подпалубными кницами. Кокпит по периметру окаймлен комингсом из прикрепленной к палубе рейки. Кромки листов обшивки днища и палубы, накладывающихся на бортовую обшивку, закрываются дубовой скуловой накладкой и буртиком. По килю с носа до транца устанавливается наружный киль, высота которого увеличивается к корме.

Шпангоутные рамки собраны на фанерных кницах из флоров, топтимберсов и бимсов. Место соединения форштевня и киля предохраняется стальной оковкой сечением 2x15 мм.

Мачта проходит через пяртнерс в палубе и упирается пяткой в дубовый степс, лежащий кормовым концом на флоре. В степсе вырезано отверстие по размеру шпора мачты на глубину 15 мм. Мачта сечением в районе крепления гика 80X30 мм поддерживается вантами и топенантом. Гик сечением 50X30 мм крепится к мачте при помощи вертлюга. Гафель опирается на мачту усами, охватывающими ее полукольцом, и поднимается вместе с парусом. При помощи грота-фала, который проходит через киповую планку (или блок) на топе мачты и крепится на утке.

Для паруса подойдут ткани массой 100—150 г/м2. К рангоуту полотнище пришнуровывается через люверсы — так предусмотрено в проекте, однако проще гафель и гик закладывать в прошитые по соответствующим шкаторинам карманы. Задняя шкаторина с горбом, имеющим высоту 200 мм, поддерживается латами длиной 0,5 м и сечением 40X3 мм. Гика-шкот проведен в три лопаря через два блока, один из которых крепится к гику, а второй вместе с коренным концом снасти — за швертовым колодцем. К утке за мачтой крепят коренной конец шверт-талей, предназначенных для подъема шверта; на бортовых утках крепят ходовой конец гика-шкота. Весь стоячий и бегучий такелаж сделан из хлопчатобумажного или капронового троса диаметром 6 мм.

Наиболее подходящими материалами для постройки корпуса швертбота являются сосна, ель и водостойкая фанера. Шверт и перо руля лучше сделать из бакелизированной фанеры. Детали соединяются на эпоксидном или другом водостойком клее с запрессовкой шурупами или гвоздями. Наружные поверхности швертбота грунтуют в один-два прогона натуральной олифой, шпаклюют и два-три раза окрашивают пентафталевой эмалью. Внутренние поверхности корпуса, рангоут шверт и руль грунтуют олифой и два-три раза покрывают водостойким лаком, шлифуя после каждого прогона поверхность шкуркой.

Обводы корпуса швертбота (рис. 55) заданы таблицей плазовых ординат и теоретическим чертежом, по которому ведется контроль размеров деталей обшивки и набора.

теоретический чертеж швертбота
Рис. 55. Теоретический чертеж швертбота

Швертбот «Мотылек», спроектированный А. Ю. Яновичем, можно с полным основанием отнести не только к самым маленьким, но и наиболее доступным для любительской постройки парусникам (рис. 56).

Рис. 56. Швертбот «Мотылек»

Основные характеристики швертбота «Мотылек»
Длина, ..............2,44
Ширина, м................11,15
Осадка со швертом, м.........0,5
Масса, кг..................22,0

Плазовые ординаты швертбота «Турист»
плазовые ординаты швертбота «Турист»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14