Лодки для паруса

«Мотылек» проектировался как швертбот-одиночка, однако непродолжительные прогулки на нем можно совершать и вдвоем. Чтобы повысить остойчивость лодки, конструктор отказался от банок. Экипаж садится прямо на днище, что не слишком комфортабельно, зато меньше вероятность опрокинуться.

Для постройки «Мотылька» годится обычная строительная фанера или специальные водоупорные сорта картона. Подойдет и простой картон, если пропитать его расплавленным парафином или другим водонепроницаемым составом (например, горячей смесью 1 кг олифы, 0,2 кг скипидара и 0,1 кг парафина). Еще лучше оклеить картонную обшивку стеклотканью, тонкой парусиной, бязью или даже марлей. Пропитанную парафином обшивку из картона покрывают лаком или эмалью.

Постройку швертбота начинают с изготовления заготовок обшивки. Из имеющегося материала склеивают два листа размерами 3000X1000 мм. На одном из них вычерчивают, а затем вырезают заготовки бортов (рис. 57). Из второго листа вырезают днище, предусмотрев небольшой припуск на обработку при сборке корпуса (линии  разметки нужно сохранить, так как по ним будут подгоняться детали).

Из остатков первого листа вырезается транец.

чертежи деталей корпуса швертбота «Мотылек»
чертежи деталей корпуса швертбота
Рис. 57. Чертежи деталей корпуса швертбота «Мотылек»: а — раскрой бортов и транца; б — раскрой днища; в — накладка форштевня; г — обвязка транца; д — шпангоут; е — кормовые кницы; ж — швертовый колодец; з — носовая кница; и — слани; к — установка стрингеров на листы бортовой обшивки; л — установка шпангоутов в собранный корпус; м — форштевень; н — привальный брус; о — установка привального бруса и буртика; п — крепление мачты:
1 — место установки шпангоута; 2 — щель швертового колодца; 3 — привальный брус; 4 — буртик; 5 — наружная сторона борта

Элементы корпуса скрепляются между собой сосновыми рейками. Всего нужно заготовить 24 рейки следующих размеров: 250X30X20 мм для стрингеров и буртиков (6 шт.); 2500Х Х40Х20 мм для мачты (2 шт.); 2100X30X25 мм для гика и гафеля (2 шт.); 1000X60X20 мм для шпангоута и швертового колодца (2 шт.); 1000x30x20 мм для транца и вкладышей (5 шт.); 2400X80X8 мм для сланей (7 шт.).

Сборку корпуса ведут в следующем порядке.

К вырезанным из остатков второго листа стенкам швертового колодца приклеивают две внешние планки и внутренние бруски, которые выступают снизу по размерам щели в днище (для лучшего склеивания запрессовывают соединения тонкими гвоздями, прибивая их в шахматном порядке).

К бортам приклеивают широкой стороной стрингеры.

На клею и гвоздях обшивают транец рейками.

Подрезав стрингеры на толщину обвязки транца (20 мм), на клею и гвоздях закрепляют борта.

Вырезав в форштевне места для прохода стрингеров, стыкуют на нем носовые концы обшивки бортов.

Подрезав на собранном шпангоуте углы по размеру стрингеров, закрепляют его по разметке к бортам.

Приклеивают к днищу слани, которые придают ему жесткость (вместо реек елани можно вырезать из фанеры).

Промазав клеем стрингеры, нижнюю планку транца, шпангоут, штевень и края днища, ставят днище на место и прибивают его гвоздями.

По всей длине привального бруса приклеивают с интервалами 100 мм кусочки реек длиной 70 мм. Когда клей станет, к внутренней стороне бортов крепят привальные брусья, а к наружной — буртики. Через рейки-вкладыши все соединения скрепляют длинными гвоздями, концы которых загибают внутрь корпуса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14