Лодки для паруса

Прибивают кницы из фанеры на носу и по углам кормы; устанавливают деревянную накладку на форштевень и придают ей округлую форму.

Из обрезков тонкой доски и фанеры делают степс и пяртнерс мачты.

Подложив под швертовый колодец кусок фланели или сукна, пропитанный клеем, шурупами притягивают колодец к шпангоуту и днищу; выступающие через щель в днище шипы брусков подрезают заподлицо с обшивкой.

Собранный корпус швертбота устанавливают на подставках вверх днищем, шпаклюют, шлифуют наждачной бумагой и окрашивают.

Мачту (рис. 58) склеивают из двух реек, но можно сделать ее и цельной из ствола ели или алюминиевой трубы. Гик и гафель одинаковых размеров изготовляют из тех же материалов, что и мачту.

детали парусного вооружения швертбота «Мотылек»Рис. 58. Детали парусного вооружения швертбота «Мотылек»: а — парус; б — шверт; в — румпель; г — мачта; д — гик и гафель; е — перо руля; ж — навеска руля на транец; з — проводка такелажа:
1 — петли руля (крепятся к транцу снаружи к верхней и нижней рейкам обвязки); 2 — шкворень; 3 —скоба, закрепляемая на пере руля; 4 — шкот; 5 — брас; 6 — фал; 7 — бугель крепления фала к гафелю; 8 — «усы» гика

Шверт и перо руля вырезают из 8—10-миллиметровой фанеры. Руль крепится к транцу на петлях.

Для паруса можно применить полиэтиленовую пленку (подробнее об этом можно прочитать на с. 106). Полотнище кроят плоским, без закладок, и по краям подрубают полосками ткани. По нижней и верхней шкаторинам из этих полосок образуют карманы, в которые вставляются гик и гафель.

Фал от середины гафеля проводят через отверстие на топе мачты, затем через рым на носу лодки и закладывают на утку, установленную на мачте или около нее. Шкот коренным концом крепят на транце, а ходовым пропускают через блок на ноке гика. Брасы идут по диагонали от нижнего конца гафеля к ноку гика.

Безопасность плавания на «Мотыльке» обеспечивается воздушными емкостями из прорезиненной ткани объемом 100— 120 дм3, которые размещают в носу перед мачтой и вдоль транца. Внутрь емкостей закладывают камеры от мячей, капковую (ненамокающую) вату или пенопласт.

Рис. 59. Швертбот «Карапуз»: а — под парусом, б — на веслах

Парусная лодка «Карапуз» (рис. 59) не намного превосходит по размерениям «Мотылек». Конструктор Я. Ф. Рослик проектировал свою лодку для плавания на Финском заливе, поэтому он позаботился сделать ее достаточно мореходной.

Для улучшения всхожести на волну килевой линии придан большой подъем, так что носовой транец (форшпигель) находится высоко над поверхностью воды. При скатывании с волны тупоносые обводы не позволяют швертботу зарываться в воду. Обводы с двумя транцами упрощают также постройку швертбота, позволяют выдержать габариты, необходимые для перевозки его на крыше автомобиля.

При попутном ветре швертбот легко глиссирует на плоском днище, а на курсе бейдевинд благодаря крену действующая ватерлиния, по которой вода обтекает корпус, оказывается не шире, чем у самой узкой лодки.

боковой вид швертбота  «Карапуз»
конструктивные чертежи швертбота  «Карапуз»
Рис. 60. Боковой вид и конструктивные чертежи швертбота «Карапуз»:
1 — бимс 15X30X950; 2 — палубный стрингер 20X30X 960; 3 — полубимс 20X30X130; 4 — подкрепление под уключину 20X100X130; 5 — комингс кокпита 10X60X1500; 6 —обделка кокпита 8X 30X1500 (две шт.); 7 — стрингер 20X 30X2750; 8 — бимс 15X30X 800; 9 — бимс 15X30X600; 10 — палубный стрингер 20X30X800; 11 — банка 20X40X540; 12 — съемная кормовая банка 20X130X1100; 13 — подлегарс 30X65X 900;
14 — накладка на дно в кокпите 10X50X1300; 15 — стенка швертового колодца, фанера 5X350X780; 16 — верхняя и нижняя обвязки колодца 25X60X780; 17 — привальный брус-буртик 15X 20X2700; 18 — обшивка, оргалит δ=4; 19 — обвязка переборок и транца, рейка 15X20; 20 — резенкиль 15X70X2600; 21 — киль 10X60X260; 22 — форшпигель, сосна δ=30; 23 — палуба, фанера δ=4; 24 — подкрепление под вантпутенс 20X30X120; 25 — шверт, дюраль δ=4; 26 — перо руля, дюраль δ=3; 27 — коробка руля, фанера δ=10; 28 — румпель, дуб 25X30X770; 29 — ручки, дуб 25X40X200; 30 — мягкий талреп из капронового троса 0 3—4; 31 — ванта и штаг, стальная проволока 01,5 или трос Ø 2; 32 — мачта, ель Ø 50; 33 — рельс, дюраль δ=1—1,5; 34 — ползунок, дюраль δ=1.

теоретический чертеж швертбота «Карапуз»Рис. 61. Теоретический чертеж швертбота «Карапуз»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14