Лодки для паруса

Основные характеристики швертбота «Карапуз»
Длина, м
Ширина, м
Высота борта, м:
          на миделе
          в носу
          у транца
Осадка, м:
          корпусом
          швертом
Водоизмещение, кг
Масса корпуса, кг
Площадь паруса, м2
2,6
1,2

0,46
0,636
0,426

0,185
0,66
140
30
3,5

Конструкция корпуса (рис. 60) максимально упрощена. Поперечные сечения (рис. 61) имеют одинаковые килеватость — 14° и развал бортов — 16° по всей длине корпуса. Шпангоутов нет. Поперечная жесткость корпуса обеспечивается двумя транцами, двумя водонепроницаемыми переборками и большой кривизной обшивки. Вместо пайолов к днищу изнутри приклеены шесть фанерных планок, подкрепляющих обшивку.

Детали набора швертбота изготовлены из ели, привальный брус и комингс кокпита сделаны дубовыми. Наиболее подходящим материалом для обшивки является 4-миллиметровая водостойкая фанера. Сам конструктор, однако, применил для обшивки оргалит — дешевый водостойкий картон, применяющийся для производства и упаковки мебели. Как показал опыт эксплуатации «Карапуза», оргалитовая обшивка без всякого оклеивания вполне надежна и не разбухает даже при получении царапин. Масса ее, однако, чуть ли не вдвое больше, чем у фанеры. Транец вырезан из фанеры, форшпигель — из сосновой доски. Переборки на шп. 2 и 4 — из фанеры или оргалита с обвязкой из сосновых брусочков, приклеенных и запрессованных шурупами.

Сборка корпуса производится килем вверх на лекалах по шп. 1 и 3 (рис. 62). Готовый корпус снимают со стапеля; устанавливают подпалубный набор и подмачтовый пиллерс. Вдоль бортов закрепляют подлегарсы, на которые опирается банка для гребца («Карапуз» неплохо ходит на веслах), одновременно раскрепляющая швертовый колодец.

Рис. 62. Постройка корпуса швертбота «Карапуз»

Откидывающийся шверт на «Карапузе» также немало способствует повышению безопасности плавания — не так опасны удары о камень, как у кинжального шверта.

Для удобства транспортировки деревянная мачта сделана из двух частей, соединяемых при помощи дюралевой трубки-муфты.

Непотопляемость швертбота обеспечивается большими воздушными ящиками в носу и корме общим объемом около 250 дм3. Если швертбот ляжет парусом на воду, достаточно отдать веревочный талреп ванты, и мачта, воткнутая в степс, установленный на палубе, слетит за борт вместе с парусом, а швертбот станет на ровный киль. Полностью залитый водой швертбот с одним человеком остается на плаву.

За рубежом пользуются большой популярностью швертботы с тупоносыми обводами, спроектированные английским яхтенным конструктором Джеком Холтом. Построенный еще в 1947 г. швертбот-двойка «Кадет» и по сей день остается одним из лучших гоночных судов юношеского класса. Второй свой швертбот — «Мирор динги» — Д. Холт сделал уже с расчетом на взрослый экипаж. Успех это судно имело необыкновенный: спустя 10 лет после того, как оно впервые было экспонировано на выставке в Лондоне, в мире уже насчитывалось 26 тысяч швертботов этого типа. Какие же качества «Мирор динги» оказались наиболее привлекательными?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14