Литье художественное

Страницы: 1 2 3 4 5

Скульпторы, владеющие мастерством литейщика, создают не просто скульптуру, а литую скульптуру, заботясь о том, чтобы их произведение «вписывалось» в законы формирования отливки. Модель художественного произведения создается в творческом единении мысли скульптора и литейщика, и такое единение продолжается и в момент изготовления формы, где уже главным действующим лицом становится формовщик.

Не только скульпторы, думающие о литье своих произведений, овладевают искусством формообразования, но и многие литейщики постигают таинство ваяния. Русские литейщики прославили свою страну искусством формообразования уникальных отливок, о которых уже шла речь в этой книге, царь-колоколы, царь-пушки, пермский шабот, литые монументы и пр.). Но неугасимую славу русскому искусству формообразования принесли рядовые литейщики страны, занятые изготовлением чугунных художественных изделий. Ни одна страна не знает такого широкого поля литья чугунных художественных произведений, какое ведомо уральским умельцам: от уникального Каслинского павильона, крупных чугунных скульптур до настольных канцелярских принадлежностей и безделушек. Мы приводим здесь лишь две чугунные отливки уральских мастеров: «Лошади на воле», «Манилов» из тысяч, которые вместе с другими (см. стр. 81) могут дать хотя бы приблизительное представление об этом замечательном искусстве формообразования.

Особенно прославились изумительные произведения мастеров знаменитых Каслей. Им присылали свои модели многие выдающиеся скульпторы, в Каслях выросли свои скульпторы-литейщики: В. Ф. Торокин, Д. И. Широков, К. Д. Тарасов, М. В. Торокин (сын В. Ф. Торокина) и многие другие.

Часто литейщики вносили свои изменения в произведения скульпторов, давали им собственное прочтение, делали их созвучными новому материалу — чугуну. Им очень хорошо удавались статуэтки животных, особенно клодтовские лошади, над которыми и сам Т. К. Клодт любил работать. Каслинцы всегда бережно относились к идее скульптора, тонко чувствовали его замыслы. Клодтовские лошади — «Лошадь с жеребенком», копии статуй Аничкова моста в Ленинграде, «Лошади на воле» и др. не оставляли равнодушным ни одного человека. Каслинцы смело брались за литье портретов выдающихся людей страны, литературных героев. Они своими средствами подчеркивали характерные черты героев гоголевских произведений — Плюшкина, Манилова и др. Формовщики Каслей проходили, да и сейчас проходят, обучение ваянию в специальной заводской школе. С ними работали скульпторы М. Д. Канаев, Н. Р. Бах, К. А. Клодт и К. П. Клодт (внук и правнук знаменитого П. К. Клодта) и другие.

Партия и Правительство заботятся о развитии художественного промысла, об удовлетворении культурных запросов народа. На многих заводах и в мастерских развивается искусство художественного литья. Когда-то В. Торокин с товарищами по ночам, прячась от глаз хозяина, создавали свои творения, которые вошли в общую сокровищницу художественных отливок. Сейчас созданы все условия для научно-технического и художественно-технического творчества молодежи.

С древних времен и до наших дней художественные отливки украшают города, парки, архитектурные ансамбли, жилища. Они могут иметь самое различное назначение. На Востоке такие отливки бывают символами или представляют сказочных животных. В книге приведены фотографии статуи фантастического небесного единорога — противоборника дракона и бронзовой статуи священной коровы, установленной на берегу озера как символ защиты от наводнений. А сколько их по свету — таких литых художественных произведений, помогающих человеку чувствовать красоту и преклоняться перед искусством формообразования, которым владеют литейщики!

Восточная ваза, отлитая по восковой модели
Японский рыбак, отлитый по восковой модели
Лошади на воле, Отливка из чугуна
Манилов. Отливка из чугуна
Небесный единорог. Отливка из бронзы
Священная корова — защитница от наводнений. Отливка из бронзы