Физиологическое обоснование метода инструктажа учащихся, овладевающих навыками токаря

Задача и метод физиологического инструктажами тренировок учащихся. При выполнении сложных рабочих движений концентрация нервных процессов проявляется одновременно с другими физиологическими процессами, в частности с использованием специального кинестезического анализа заготовки и получаемого из нее изделия [23], с совмещением работы обеих рук [39, 40]. Кинестезический анализ позволяет более точно и уверенно выполнять рабочую операцию в целом, но может замедлять выполнение отдельных элементов операции (например, взятие заготовки и укладка изделия). Формирующийся в ходе производственного обучения и повышения квалификации кинестезический анализ представляет специальный случай афферентации движений, складывающийся под влиянием раздражений, сигнализирующих о решении работающим производственной задачи.

Совмещение работы обеих рук также приводит к уточнению и убыстрению выполнения рабочей операции, но может и замедлять отдельные элементы операции или же отдельные рабочие движения в порядке программирования цельной операции, в физиологической основе которой заложены рефлекторная система рабочего динамического стереотипа.

Описанные физиологические процессы имеют условно-рефлекторное происхождение. Концентрация нервных процессов, уточнение функций анализаторов и обратной афферентации, формирование и упрочение двигательных динамических стереотипов происходят в результате подкрепления физиологически наиболее правильных вариантов рабочих действий. Важный момент в формировании рабочих представлений — мысленное расчленение рабочих-действий на мелкие элементы и систематизация их по единому плану. Эти процессы, происходящие во второй сигнальной системе, оказывают большое влияние на успех учебной работы, так как уверенность в правильности тех или иных сторон плана рабочих действий повышает успешность работы и ведет к дальнейшему упрочению знаний, умений и навыков. Взаимодействие двух сигнальных систем в учебном и производственном процессах позволяет разработать физиологически обоснованные методы производственного инструктажа учащихся. При проведении производственного инструктажа необходимо сочетать словесные указания преподавателя (воздействие через вторую сигнальную систему) с предварительными упражнениями образовательного и тренировочного характера (воздействие через обе сигнальные системы с участием первой сигнальной системы).

При разработке метода физиологически обоснованного инструктажа учащихся, обучающихся специальности токаря, необходимо учесть все установленные факты, характеризующие динамику процессов высшей нервной деятельности, а также и те специфические изменения физиологических процессов, которые свойственны обучению именно данной специальности. Только зная конкретные проявления общих закономерностей нейродинамики в изучаемом виде трудовой деятельности, можно проектировать и внедрять в методику преподавания физиологически обоснованные предложения.

Нами проводились физиологические исследования с целью выяснения особенностей формирования двигательных навыков в процессе трудового обучения школьников специальности токаря [9]. Исследования проводились в том периоде обучения работе на токарном станке, когда учащиеся 9-го класса должны на основе имеющихся у них знаний теории токарного дела приступить к изготовлению предусмотренных программой конкретных изделий. Был применен комплекс методов, подобранных таким образом, чтобы отразить особенности рабочих движений, темпа и ритма рабочих действий и функций двигательного анализатора. Методический комплекс включал киноциклографический анализ рабочих движений, хронометраж рабочих действий, изучение точности кинестезического анализа.

Киноциклографический анализ рабочих движений состоял в том, что исследуемые движения снимались в определенном масштабе на киноленту с частотой 24 снимка в секунду. Затем кинокадры экспонировались на экран на фоне миллиметровой сетки в масштабе 1 :2. На изображении подсчитывались координаты определяющих точек рук и строились графики зависимости координат от времени (от номера кадра).

Хронометраж рабочих действий заключался в записях по секундомеру (по текущему времени) продолжительности всех последовательных действий наблюдаемого ученика. Полученные данные служили материалом для определения средней продолжительности действий и вариативности этой величины на разных этапах овладения первоначальными умениями и  навыками работы на токарном станке.

При исследовании состояния кинестезического анализатора использовалась методика определения ошибок в оценке грузов. В нашем варианте этой методики исследуемый поднимал несколько раз пальцем руки на эргографе скрытый от его глаз груз (от 0,5 кг до 3 кг), причем максимальная нагрузка равнялась 1/10 мышечной силы кисти, определенной по кистевому динамометру (не более 3 кг). После нескольких поднятий давалась добавка груза (от 20 г и выше) до тех пор, пока исследуемый не отмечал изменения в массе поднимаемого груза (словесная реакция исследуемого: «Стало тяжелее»). На основании полученных данных строились графики, выражающие зависимость величины замечаемой прибавки от величины груза.