Каковы социальные условия, наиболее благоприятные для развития искусства?

Мы должны дать определение изначальной потребности человека создавать себе идола. Она рождается из взаимодействия следующих идей: 1) любовь к предмету, который человеку удалось создать, — честолюбивое чувство, вызванное актом творчества; 2) мысль об особой святости, приобретаемой освященным предметом; 3) сознание, что удалось выразить божественное начало путем создания вещи, выходящей за пределы окружающей природы. Индус, изготовляя уродливую фигуру с головой слона и с десятью руками, уверен, что он создал нечто сверхъестественное, а следовательно, божественное. Его соседи при виде этого идола будут испытывать чувство ужаса,— в этом выразится могущество божества. Все народы начинали с изготовления чудовищных статуй, прежде чем перейти к воспроизведению природы. Ранние головы Медузы у греков имеют кабаньи клыки и огромную пасть. Но когда народ, подобный грекам, к примитивному художественному инстинкту присоединяет любовь к прекрасному и, более того, отвращение ко всему уродливому, негармоничному, нестройному, обыденному, он достигает апогея искусства. Греки в конце концов создали из чудовищной головы Медузы маску восхитительной красоты, а между тем, скульптор преследовал все ту же цель: он неизменно стремился вызвать ужас. Однако, по мере того как его окружение становилось более утонченным и культурным, он начинал понимать, что уродство и преувеличение вызывают скорее отвращение, чем страх, и он добился того, чтобы внушить толпе представление о вредоносном и ужасном существе, не изображая его безобразным. Более того, он почувствовал, что культурная среда, в которой он находился, могла быть чувствительной только к прекрасному, что красота была отныне единственно возможной оболочкой, делавшей его идею приемлемой.

Впрочем, если смотреть на вещи нашими глазами цивилизованных людей, подобная эпоха может быть и варварской, т. е. погрязшей в фанатизме, полной предрассудков; она может иметь лишь несовершенные законы, жить под гнетом тирании, невыносимой в наших глазах, не иметь постоянной администрации и полиции, держать в состоянии рабства половину населения, быть необузданной в своих действиях — все это не мешает искусству стать языком, понятным всем.

Мы пытались показать, как просветляют людей первые проблески искусства. Воображение — его источник, подражание природе — его средства. Человек неспособен что-либо сотворить в абсолютном смысле этого слова, — он способен только приблизиться к божественному творению и, собирая отдельные элементы последнего, делать из них нечто составное, являющееся как бы творением второго порядка. Здесь необходимо, однако, делать различие: воображение создает только неуловимые грезы, если в человеке отсутствует какой-то глубокий критерий, заставляющий его придать своим грезам правдоподобное выражение. Этот критерий — разум или, правильнее (во французском языке нет точного слова для выражения этой мысли), его способность рассуждать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15