Каковы социальные условия, наиболее благоприятные для развития искусства?

Что такое варварство? Что такое искусство? Зависимо или независимо искусство от уровня цивилизации народа? Каковы социальные условия, наиболее благоприятные для развития искусства?

В наше время историю искусства принято делить на периоды расцвета, величия и на периоды варварства. Мы должны признать, что в некоторые эпохи развитие искусств протекало исключительно интенсивно; в эти эпохи искусства были в почете, о них заботились, их любили. Наоборот, в другие времена искусства встречали общее равнодушие, или даже презрение, о них не заботились, и они оставили после себя лишь едва заметные следы. Но справедливо ли смешивать варварство нравов какой-либо нации или эпохи с варварским состоянием искусств? Нет ли тут ошибки, происходящей, как и многие другие, от игры слов? Разве какой-нибудь народ не может быть с нашей современной точки зрения варварским, т. е. диким, суеверным, фанатичным, необузданным в своих действиях, управляемым несовершенными законами, и в то же время обладать весьма совершенными искусствами? И наоборот, становится ли человек способным к искусствам потому, что он цивилизован, мягок, терпим, умерен в своих вкусах, образован, иными словами, — продукт современного общества? Философия, мягкие нравы, справедливость, вежливость создают атмосферу, в которой приятно жить, и все же эта атмосфера может оказаться неблагоприятной для развития искусства.
Слово «варварский» имеет в нашем языке два значения: с одной стороны — дикий, некультурный, с другой — жестокий; поэтому народ, пребывающий в глубоком варварстве, может быть очень добрым, а высоко цивилизованный народ — очень жестоким и, следовательно, варварским.
Жестокость свойственна человеческой природе и лишь в большей или меньшей мере подавляется цивилизацией. Нам, следовательно, незачем заниматься этим присущим человеку от природы видом варварства, тем более, что этот инстинкт не оказывает никакого влияния на искусства. История дает нам великое множество примеров, когда акты жестокости совершались народами, у которых искусства достигали наивысшего развития.
В период постройки афинского Парфенона совершались жестокости Пелопоннесской войны. Римляне забавлялись тем, что заставляли сражаться между собой рабов, которые не имели никакого основания ненавидеть друг друга, и бросали на цирковую арену на растерзание зверям человеческие существа для потехи праздной толпы и для удовлетворения ее дикого любопытства. В то же время они строили прекрасные здания и несли цивилизацию варварским народам. Позднее христиане резали, и жгли друг друга из-за догматических разногласий или толкований текстов, и они же украсили Восток и Запад неподражаемыми произведениями искусства. В самой середине XVII столетия парламенты еще посылали на костер мошенников или безумцев, называвших себя колдунами, что, несомненно, жестоко, и в то же время это столетие видело, как выросли Версаль и Дом инвалидов, и имело поэтов и художников, творения которых нас повседневно восхищают. Итак, мы можем отбросить рассуждения о слове «варварский» в смысле «жестокий». Остается слово «варварский» в смысле «нецивилизованный». Можно ли из того, что народ не цивилизован или недавно вступил на путь цивилизации, заключать о варварском состоянии его искусства? Мы этого не думаем.
Когда речь идет об искусстве, то доказательству подлежит не степень цивилизованности или, если угодно, варварства той или, иной исторической эпохи, но то обстоятельство, насколько благоприятна или неблагоприятна была данная эпоха для развития искусств. Несомненно, что различные побеги одной и той же цивилизации не вырастают одновременно. Государственные учреждения, управление, науки, литература и искусство развиваются не параллельно друг другу. Если бы все эти различные проявления социального организма развивались параллельно, то поскольку наши учреждения, наше управление, наши научные открытия выше уровня хотя бы XVII века, постольку и наши современные драмы и комедии должны бы быть лучше трагедий и комедий Расина и Мольера; наши художники должны бы оставить далеко позади итальянских мастеров XVI столетия, потому что Юлий II не разъезжал по железной дороге, а Карл V не имел электрического телеграфа для передачи распоряжений всем провинциям своей обширной империи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Беседы об архитектуре