Об архитектуре римлян

Я счел необходимым показать в качестве примера римского здания сооружение, относящееся к более позднему периоду в истории этого народа, чтобы сразу ввести читателя в ту область римской архитектуры, в которой она, действительно, оригинальна. Я не хочу сказать, что римляне всегда пользовались этими методами,— разумеется, нет. Еще во времена Августа, если верить Витрувию, дерево играло важную роль в архитектуре не в качестве временного вспомогательного материала для возведения сводов, не в виде кружал, но в качестве строительного материала, обычно применявшегося для перекрытия зданий. Большинство прямоугольных римских храмов, план и конструкция которых были заимствованы у греков, имели деревянные перекрытия. Нефы базилик не имели сводов, но были покрыты крышами, обшитыми тесом. Только после пожаре Рима при Нероне римляне почти совершенно перестали применять деревянные перекрытия, заменив их каменными сводами. Но до этого императора уже существовали термы Агриппы и Пантеон, и конструкция, только что описанная мною, была известна и распространена.

Большой круглый зал терм Каракаллы имел много общего с ротондой Агриппы; если его архитектурные детали менее четки и выполнение их менее точно и изящно, то все же нужно признать, что в отношении композиции кальдарий Каракаллы стоит выше Пантеона, насколько можно об этом судить по сохранившимся остаткам. В его конструкции больше определенности, она более ясно выражена как с внутренней, так и с наружной стороны и вполне заслуженно вызывает наше восхищение. В этом лето убедиться, проштудировав добросовестную работу покойного Блуэ над этим зданием или, вернее, над этой группой зданий.

Два основных вида конструкции особенно охотно применялись римлянами в сводчатых сооружениях — композиция с круглым планом и полусферическим куполам и композиция с секциями, которая, как мы видим, применена в большом теплом центральном зале и термах Каракаллы, а также в термах Тита, Диоклетиана и в сооружении, известном под названием базилики Максима * или Константина. Римляне изобрели лишь два вида сводов: полусферический купол и цилиндрический свод; соединив под прямым углом два прямых цилиндрических свода, они получили крестовый свод. Эти три системы использовались для всех сооружений, и комбинации их планов по необходимости вытекают из этих приемов перекрытия. Для перекрытия круглого зала они применяют полусферический свод; полукруглый зал они перекрывают четвертью сферы, продолговатое помещение, у которого боковые стены массивны или же надежно подперты соседними зданиями, они перекрывают прямым цилиндрическим сводом, представляющим собой не что иное, как удлиненный полуцилиндр; квадратное помещение, в котором достаточное сопротивление распору оказывают лишь углы, они перекрывают крестовым оводом. Если удлиненное помещение имеет большую ширину, и если длинные боковые стены должны быть прорезаны большими отверстиями, т. е. иметь лишь немногие отдельные опоры, то они делят помещение на квадратные секции (обычно на три для получения центральной секции) и перекрывают тремя крестовыми сводами, т. е. удлиненным полуцилиндром, пересеченным тремя полуцилиндрами равного с ним диаметра.

При этой смелой и простой планировке тяжесть сводов передается на опоры, представляющие собой нечто вроде контрфорсов; внутри помещения к ним часто присоединена колонна, на которую ложится пята крестового свода. Рис. 16 дает представление об этой конструкции в целом. Римляне применяют здесь колонну в качестве жесткой опоры (ибо эта колонна всегда монолитна) — подобия вертикальной стойки, поставленной под основанием сводов; ее назначение — служить опорой, одновременно прочной и легкой на вид. Но именно здесь мы можем убедиться в том, что римляне не обладают безошибочным вкусом греков или что вопросы искусства занимают их только в исключительных случаях. Они ставят на эту колонну полный антаблемент, т. е. архитрав, фриз и карниз. Между тем, поскольку имеется основание ставить антаблемент на колонну, несущую горизонтальную конструкцию, постольку неразумно оставлять над колонной эту часть тогда, когда она служит вертикальной стойкой для пяты свода, ибо в таком случае можно задать вопрос: для чего нужен этот антаблемент и что означает этот карниз, т. е. прикрытие, на колонне, поставленной внутри здания? Эти сильно выступающие карнизы, помещенные между узким основанием крестовых сводов (ширина которого равна диаметру колонны и редко его превышает) и колонной, нарушают единство впечатления, которое должно производить обширное помещение со оводами, составляющими, собственно говоря, не что иное, как изгиб стен. Но я уже говорил, что римляне берут греческие ордера и пользуются ими, не заботясь об их истинном назначении; они берут греческий ордер полностью, не отдавая себе отчета в функциональном назначении каждой из его частей; они берут его как законченное целое, не подвергая анализу. Если они хотят отделить одно помещение от другого, не делая между ними глухой перегородки, то они берут целиком малый ордер греков и ставят его, как ставят загородку или балюстраду; это часто встречается в термах. Такой второстепенный ордер мы видим на рис. 16 под буквой А.

* Речь идет, очевидно, о базилике Максенция.— Прим. ред.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22