Об архитектуре римлян

Из этой необходимости римляне создали себе закон, от которого они никогда не отступали, даже когда у них не было недостатка в площади. Начав строить театры по образцу греческих и амфитеатры по образцу италийских народов, они сначала сооружали их из дерева, придавая им временный характер, как это до сих пор практикуется в Испании и даже у нас; но частые пожары, трудность поддержания такой массы деревянных построек, их малая прочность и устойчивость скоро заставили их приступить к строительству каменных театров и амфитеатров. Театр Помпея в Риме, от которого в настоящее время остались лишь одни следы, был одним из первых театров, построенных из прочного материала. Вскоре начали строить из камня также и амфитеатры, не только в Риме, но и почти во всех провинциальных городах.

Строя амфитеатры, римляне сохраняли первоначальные формы земляных насыпей, послужившие прототипами для этих сооружений, т. е. возводили каменные уступы вокруг эллиптической арены, но, устранив наружные-откосы, они опоясали амфитеатр стеной, прорезанной многочисленными отверстиями, расположенными по ярусам, с тем чтобы под самыми сиденьями можно было разместить лестницы и коридоры, по которым огромная толпа зрителей проникала, размещалась на сиденьях различных ярусов и быстро выходила из амфитеатра. Лестницы равномерно размещены по секциям и ведут к отверстиям, носившим название вомиториев и пропускавшим зрителей к скамьям амфитеатра. Нужно посетить арены в Арле, Ниме, Вероне и особенно амфитеатр Веспасиана (Колизей) в Риме, чтобы получите представление об этих громадных сооружениях, столь разумно скомбинированных в отношении как ансамбля, так и многочисленных деталей их конструкции, — сооружениях, в которых не пропадает ни одного места, где все способствует выполнению полученного задания, где постройка выполнена со строжайшей экономией, но вместе с тем рассчитана на вечные времена. Там, лучше чем где-либо, можно убедиться в преимуществах системы ячеек, применяемой в римских конструкциях и состоящей в возведении огромных массивов, поддерживаемых при помощи немногих отдельных опор и стен, расположенных на большом расстоянии одна от другой, соединенных сводами, которые, в свою очередь, служили опорами для верхних ярусов. Вся конструкция амфитеатра состоит просто из целого ряда перегородок, направленных к центрам эллипса и перекрытых ползучими сводами, несущими ступенчатую конструкцию мест для зрителей. Опоясывающая стена, связываемая и поддерживаемая этими многочисленными перегородками или внутренними контрфорсами, не несет иной нагрузки, кроме собственного веса; она, собственно говоря, является лишь оболочкой, которую можно удалить, не нарушая прочности ступенчатой конструкции, занимающей главное место. Действительно, в Вероне, например, наружная стена почти вся разрушена, но это не мешает до сих пор пользоваться амфитеатром во время некоторых народных празднеств.

В Поле, в Иллирии, еще можно видеть большой амфитеатр, постройка которого была предпринята, вероятно, при Диоклетиане; там уступы и лестницы были деревянные, и только эллиптическая наружная стена была каменная. Это — примитивный амфитеатр времен республики, обнесенный каменной оградой. Возможно, что это часто делалось в провинции, особенно в местностях, богатых лесом; это был экономный и быстрый способ построить сооружение, для римлян совершенно необходимое, поскольку оно использовалось и для народных собраний, и для игр. Амфитеатр в Поле является примером, показывающим, как римляне всегда избирали самые простые и быстрые способы для выполнения крупных программ, выдвигавшихся их цивилизацией; как, строго соблюдая продиктованную им программу, имевшую для них силу закона, они умели, в зависимости от условий местности и обстоятельств, подчинять свою архитектуру материалам, срокам и средствам, которыми они располагали. Каменная оболочка амфитеатра в Поле, хорошо сохранившаяся, выполненная с редким искусством и прочностью, характерной для всякого римского сооружения, — один из замечательнейших образцов римской архитектуры не по своим деталям, которые намечены вчерне, едва закончены и посредственны по стилю, но в отношении полной согласованности всей структуры. Он лишний раз показывает нам, как мало заботились римляне о совершенстве форм, о продуманном и тщательном выполнении деталей, одним словом, о том, что живейшим образом занимало греков *.

* См. ансамбль и детали амфитеатра в Поле в четвертом томе „Афинских древностей Стюарта („Antiquites d'Athenes par Stuart", traduit par L. F. F., publie par Landon, Paris, Bance, 1822.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22